Если смотреть на мир из кабинетов руководителей крупнейших звукозаписывающих компаний, то в течение десятилетий он казался достаточно понятным и предсказуемым: небольшая часть государств, прежде всего Соединенные Штаты и Великобритания, производили звезд музыки - от The Beatles до Леди Гага. Значимыми в коммерческом отношении рынками сбыта для выпускаемых ими носителей были индустриальные страны - весьма небольшое их количество, в основном в Северной Америке и в Европе. Остальной мир не представлял особого интереса. Так было со времени Элвиса Пресли, который за всю свою жизнь не дал ни одного концерта за пределами Северной Америки, и такое положение сохранялось, пока не появились Мадонна и Бритни Спирс. Страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай - в последнее десятилетие перетасовали экономическую колоду, но для менеджеров звукозаписывающих фирм они продолжали оставаться белыми пятнами на их карте мира.

И только сейчас глобализация достигла рубежей поп-индустрии:  PSY, на сегодняшний момент самый успешный рэпер в мире, родом из Кореи. Бразильская звезда Мишел Тело (Michel Teló), работающий в стиле латино, сделал свою композицию Ai Se Eu Te Pego («Если я тебя заполучу») глобальным хитом. Он стал первым бразильским музыкантом-солистом за последние 50 лет, которому удалось войти в список 100 лучших исполнителей, составляемый американским журналом Billboard (своего рода индекс Dow Jones в мире поп-музыки). Глобализация не только открывает для звукозаписывающих лейблов имена новых звезд. Есть и более важные вещи: она создает новые рынки продаж. Среди 20 крупнейших в мире рынков для музыки на носителях пять стран с развивающейся экономикой - Бразилия, Южная Корея, Индия, Мексика и Китай.

То, что раньше считалось лишь несбыточными фантазиями, сегодня очень быстро становится реальностью: фанаты музыки в Пекине и в Мумбае (Бомбей) превращаются в покупателей. Прежние клише по поводу того, что в тех краях авторские права ничего не стоят, все больше теряют свою актуальность. Помимо огромного черного рынка нелегальных  пиратских копий начинает формироваться значимый легальный музыкальный рынок. Пока еще этот бизнес в сравнении с числом населения довольно скромный. Но он стремительно растет: в Индии доходы от продажи музыки на носителях в прошлом году увеличились на 22%, а в Китае легальный музыкальный рынок вырос на 9%. Это такие показатели, о которых менеджеры музыкальной отрасли в большинстве других стран могут только мечтать.

На пороге нового тысячелетия, в век интернета с его бесплатной культурой, музыкальные концерны оказались в глубоком кризисе, который до сих пор до конца не преодолен. Но есть и другая тенденция: без дигитализации глобализация в поп-музыке была бы невозможна. «Продажа музыки в цифровом виде позволяет создать новые рынки, которых раньше вообще не было, - отмечает Хартвиг Мазух (Hartwig Masuch), глава входящей в концерн Bertelsmann и расположенной в Берлине музыкальной фирмы BMG Rights Management. - С экономической точки зрения сегодня не имеет смысла создавать в таких странах, как Индонезия или Бразилия, масштабную систему распространения компакт-дисков».

В то время как в Германии компакт-диски еще составляют основу музыкальной отрасли, в Китае сегодня более 80% доходов в области поп-музыки поступает в результате использования сотовых телефонов или интернета. И в Индии распространение музыкальных треков в цифровом виде уже давно опередило продажи на пластиковых носителях. Такие онлайновые музыкальные магазины, как ITunes-Store компании Apple, существуют в западных индустриальных странах уже целое десятилетие. Однако глобальными сетями распространения они стали лишь недавно. Еще два года назад порталы для загрузки музыкального контента были доступны всего в 23 странах мира. А сегодня только магазин ITunes, лидер в области глобальной торговли музыкальными треками, представлен в более чем 100 странах. В конце прошлого года компания Apple десятками открывала новые интернет-филиалы магазина ITunes Store в самых разных странах. Среди них были и такие крупные государства, как Россия, Бразилия и Индия. Даже в Гватемале и в Перу фирма Apple продает сегодня музыкальный контент для скачивания.

Ни в каком другом регионе мира музыкальный бизнес в настоящее время не развивается так быстро, как в Латинской Америке. Бразильский рынок музыки на носителях за пять последних лет увеличился на четверть, и в настоящее время для звукозаписывающих фирм он важнее, чем рынки таких средних по размеру европейских государств, как Испания или Италия. Международные музыкальные концерны Universal и Sony заключили там контракты с такими звездами стиля латино, как Роберто Карлос (Roberto Carlos) и Паула Фернандес (Paula Fernandes). В Бразилии, помимо ITunes, работают еще такие стриминговые сервисы, как Deezer и Xbox Music компании Microsoft. Фирма Sportify, крупнейший продавец цифровых музыкальных абонементов, также хочет войти на процветающий рынок Бразилии.

«Мы полагали, что потребители, привыкшие к музыкальному пиратству, больше никогда не будут платить за музыку, - признается Марсело Суареш (Marcelo Suares), глава бразильского звукозаписывающего лейбла Som Livre. - Однако мы оказались неправы». Количество домохозяйств с доступом в интернет, а также продажи смартфонов растут очень быстрыми темпами. Легальное использование музыкальных треков стало модным в Бразилии, считает менеджер по продажам компании Sony Херб Пайан (Herb Payan). Это стало статусным символом быстро растущего среднего класса.

Однако глобализация музыкального бизнеса происходит не везде столь гладко. Самым сложным случаем считается Россия. Хотя там, помимо ITunes, есть еще 11 легальных онлайновых магазинов, огромные экономические барьеры еще сохраняются, подчеркивают эксперты Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) в своем последнем годовом отчете. По сути, Россия с ее 143-миллионным населением обладает экономическим и культурным потенциалом для того, чтобы стать одним из самых больших рынков для музыки на носителях, считают эксперты этой организации. Однако в действительности она занимает всего лишь 23 место. Даже в небольшой Польше звукозаписывающие фирмы зарабатывают больше денег.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.