Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Национальная разведывательная организация и министерство иностранных дел Турции бездействовали?

© German Federal ArchiveРихард Зорге
Рихард Зорге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как Треппер, так и Зорге весной 1941 года забрасывают советское руководство информацией о том, что Гитлер, не обращая внимания на пакт о ненападении 1939 года, готовит наступление на СССР и стремится захватить богатые нефтью месторождения. Однако Сталин слишком уверен в собственных идеологических догмах и, следовательно, в незыблемости заключенного с нацистами соглашения.

Когда ситуация в Египте развивалась в направлении переворота, по всей видимости, турецкие агенты и дипломаты бездействовали?

Вспомним имена двух легендарных разведчиков. Если бы политические деятели осознали значение сведений, собранных ими под угрозой смерти, ход истории мог быть преломлен.

Леопольд Треппер и Рихард Зорге

Треппер родился в семье польских евреев. В Вене 1920-х, а также в рядах Палестинской коммунистической партии он превращается в убежденного коммуниста, причем осуществляет деятельность, направленную против британцев.

Зорге родился в Баку в немецко-русской семье. В Берлине 1920-х он также становится преданным коммунистическим идеям и начинает работать на советскую военную разведку.

В начале Второй мировой войны Треппер - успешный коммерсант во главе сети филиалов с центром в Бельгии; лучшие его клиенты - нацистские  солдаты, оккупировавшие Западную Европу. В то же время, используя свои фирмы в качестве прикрытия, Треппер в интересах СССР управляет одной из наиболее развитых в истории разведсетей, поисками которой под кодовым названием «Красная капелла», словно безумные, занимаются нацисты.

Гитлер внушил Сталину, что войска на границе СССР - это война на нервах


Читайте также: Гитлер напал на Россию

Зорге же в качестве корреспондента немецкого журнала, публикующего материалы по нацистской линии в Токио, приобретает тесные знакомства в кругах, наиболее приближенных к японскому императору. Из Японии, союзника Германии, Зорге направляет в Москву наиболее секретные и свежие сведения о политических и военных ходах Берлина.
 
Как Треппер, так и Зорге в течение весенних месяцев 1941-го забрасывают советское руководство информацией о том, что Адольф Гитлер, не обращая внимания на пакт о ненападении 1939 года, готовит наступление на СССР, стремясь захватить богатые нефтью месторождения и зерновые житницы. Однако Иосиф Сталин настолько уверен в собственных идеологических догмах (и, следовательно, в незыблемости заключенного с нацистами соглашения), что не допускает возможности изменения политических и военных балансов. 

22 июня 1941 года Гитлер начинает операцию «Барбаросса». Советские войска застигнуты врасплох, российские земли становятся сценой самой кровопролитной в мировой истории резни. Если бы к информации об изменении политических реалий Сталин, отступив от своих идеологических «установок», отнесся с большим доверием, возможно, нацистская сила была бы остановлена раньше, и многих человеческих жертв удалось бы избежать. Тогда не осталось бы необходимости для атомных бомбардировок, а история складывалась бы совершенно непредсказуемым сегодня образом.

Также по теме: Почему провалился «блицкриг» против русских?


***

Из заявлений официальных лиц Египта и США следует, что с целью предотвращения переворота американцы в течение нескольких месяцев искали основы построения диалога между оппозицией, военными и демократически избранным президентом Мухаммедом Мурси. Более того, Саудовская Аравия тоже…

В отношении переворота, проведенного вооруженными силами 3 июля вследствие сбора 22 миллионов подписей противников Мурси и массовых протестов, организованных оппозицией, Турция с самого первого дня продемонстрировала резкую реакцию. Премьер-министр Тайип Эрдоган обвинил США, ЕС и арабские страны (среди тех, кто первыми принесли поздравления военным, были партнеры Турции по сирийскому вопросу – Саудовская Аравия и Катар) в том, что эти государства не называют переворот переворотом и оказывают поддержку незаконной политической практике.

С другой стороны, вызванный переворотом шок Анкары и попытка перестроить свою политику спустя десять дней с помощью запоздалой реакции (заявление о нелегитимности переворота, так как в итоге был свергнут избранный народом президент) с не вполне обоснованной резкостью, поскольку речь идет не о Турции, заставляет усомниться в том, что Анкара была подготовлена к такому развитию событий. Чем занимались Национальная разведывательная организация (НРО) и Министерство иностранных дел Турции, когда Египет был полон серьезных сигналов политического разлома? Иными словами, пока Египет приближался к перевороту, турецкие агенты и дипломаты бездействовали?

Выступления сторонников Мохаммеда Мурси в Каире

Читайте также: Должны ли США прекратить военную помощь Египту и попытаться ускорить проведение новых выборов

Вчера с этим вопросом мы обратились в НРО и МИД. Источники отказались давать комментарии по оперативным вопросам. Ответ, последовавший от внешнеполитического ведомства, был несколько более удовлетворительным. Оказывается, все, что происходило в течение последних нескольких недель, находилось в поле зрения, и информацию о развитии событий и вероятных сценариях, «включая наиболее аномальные», министерство направляло «в соответствующие инстанции».

В этой связи, чтобы объяснить удар, перенесенный администрацией Эрдогана при перевороте в Египте, при котором создается впечатление, что Анкара была застигнута врасплох, можно сделать ряд предположений.

Во-первых, турецкие агенты и дипломаты, возможно, действительно бездействовали, не замечая того, что происходит у них под носом, и, оставляя власти в неведении, они фактически препятствовали принятию заблаговременных шагов.

Во-вторых, они могли стремиться уклониться от передачи руководству фактов такими, какие они есть, во избежание осуждений в свой адрес. К этому можно добавить вероятность того, что Anadolu Ajansı и турецкие мозговые центры, осуществляющие масштабную деятельность в Египте, могли недостаточно отражать события, происходящие в этой стране на самом деле.

В-третьих, возможно, турецкие агенты и дипломаты выполнили свою миссию, предоставив достоверную и своевременную информацию. Однако, не желая допускать возможности совершения избранным президентом Мурси и администрацией при поддержке «Братьев-мусульман» ошибки, Анкара взяла за основу не реально происходящие события, а то, что должно было быть; при этом она не предполагала, что США, ЕС и арабские государства поддержат свержение военными избранную народом власть исламистов.

Принимая во внимание опыт работы турецких спецслужб и дипломатов в регионе, мы в большей степени склоняемся к первому сценарию, но, чтобы понять, какой из них наиболее реалистичен, необходимо подождать, когда утихнут страсти.