Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фильмы о единоборствах через 40 лет после кончины Брюса Ли: реальный бой или спецэффекты?

© Internationale Filmfestspiele BerlinКадр из фильма "Великий мастер". Режиссер – Вонг Кар-Вай
Кадр из фильма Великий мастер. Режиссер – Вонг Кар-Вай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если сегодня заговорить о китайских единоборствах, то первым на ум неизменно приходит Брюс Ли. 20 июля исполнилось 40 лет с момента кончины актера, которого называли «отцом фильмов о боевых искусствах». Его невероятное кунг-фу сделало его мировой знаменитостью, поэтому и сегодня его фирменные движения раз за разом появляются на киноэкранах.

Неважно, китаец вы или иностранец, но если сегодня заговорить о китайских единоборствах, то первым на ум неизменно приходит Брюс Ли. 20 июля исполнилось 40 лет с момента кончины актера, которого называли «отцом фильмов о боевых искусствах». Его невероятное кунг-фу сделало его мировой знаменитостью, поэтому и сегодня его фирменные движения, а также желтый костюм раз за разом появляются на киноэкранах: мы так никуда и не ушли от копирования его достижений.

Блеск и слава Брюса Ли были заработаны, можно сказать, «настоящим ножом и настоящим копьем», то есть  заработаны  потом и кровью. Помимо участия в драках, разворачивавшихся на киноэкранах, он также глубоко изучал различные виды единоборств и создал свой собственный стиль - «путь опережающего кулака», Джит Кун До. Джеки Чан так описал главное творение Брюса Ли: «боевой стиль, захватывающий дух; быстрый и смертоносный, словно кобра».

Схватка между Брюсом Ли и Чаком Норрисом (чемпионом мира по карате), вошедшая в фильм «Возвращение дракона», оставила глубокое впечатление у всех, кто ее видел. Один из представителей индустрии отозвался о ней так: «Все, кто занимаются единоборствами, знают, что этот образ Брюса —  мускулистого, с горящими глазами — просто недсягаемая вершина».

Читайте также: «Человек из стали» - не пора ли Голливуду забыть о супергероях?

Однако если оглянуться на 40 лет, прошедшие с момента смерти Брюса, мы увидим, что пришествие высоких технологий вызвало в киноиндустрии серьезное расхождение взглядов: кто-то предпочел спецэффекты, кто-то сохранил верность реальным схваткам. Три режиссера, являющиеся фанатами Брюса Ли, отдают дань уважения своему идолу с совершенно разных позиций.

Кадр из фильма "Великий мастер". Режиссер – Вонг Кар-Вай

Школа реального боя

Вонг Кар-Вай:
«Я потребовал, чтобы Чжан Чжэнь и Тони Люн учились единоборствам».

В 1996 году, снимая в Аргентине «Счастливы вместе», Вонг Кар-Вай внезапно увидел в одном газетном киоске, стоящем на вокзале, журнал с Брюсом Ли на обложке. Именно тогда у режиссера появилась идея снять фильм-биографию великого актера. Впоследствии, просматривая видеозаписи с наставником Брюса Ли Ип Маном, Вонг Ка-Вай решил снять фильм об Ип Мане. Так и появился «Великий мастер».

Чтобы снять эту картину и восстановить на экране мир мастеров боевых искусств, существовавший в то время, Вонг Карвай с 2008 года начал рыскать по всей стране, посетил более сотни народных мастеров боевых искусств, представлявших такие знаменитые школы как Вин Чунь, Багуачжан, Синъицюань, Тунбицюань и Синьицюань, собрал огромное количество материала.

При съемках «Великого мастера» Вонг Кар-Вай настоял на том, чтобы актеры дрались по-настоящему и заставил Тони Люна, Чжан Чжэня, Чжан Цзыи и других актеров заблаговременно пройти курс тренировок. Чжан Чжэнь даже отправился в Пекин, чтобы взять уроки бацзицюань у мастера Ван Шицюаня, и, не дожидаясь пока фильм выйдет на экраны, завоевал в 2012 году титул чемпиона на чемпионате страны по этому виду единоборств.

Также по теме: Туристы сгоняют вес в лагерях тайского бокса

Говоря о том, каково было сниматься в фильме о боевых искусствах после занятий этими самыми боевыми искусствами, Чжан Чжэнь сказал: «Трюки на тросах, сложные движения — все делаешь сам. Дублер заменил меня только в одном кадре. Вот в чем разница между наличием опыта в единоборствах — и его отсутствием».

Смешанная школа


Стивен Чоу: гармония между традиционными боевыми искусствами и современными спецэффектами.


Являясь искренним поклонником Брюса Ли, Стивен Чоу наполнил отсылками к его творчеству многие свои фильмы. В фильме «Король комедии» Стивен скопировал сцену из «Кулака ярости», в которой Брюс Ли побеждает учеников японской школы боевых искусств, и воспроизвел его знаменитый восьмикратный круговой удар ногой. В «Разборках в стиле кунг-фу» он отдал дань уважения мастеру, надев в финальной сцене белый верх и черные штаны — словно Брюс Ли в «Выходе дракона». В недавно вышедшем фильме «Путешествие на Запад: Укрощение демонов» Шу Ци, играющая роль сестрицы Дуань, бьет своего второго соперника на постоялом дворе Гао техникой «циньна», тоже воспроизводя знаменитый прием Брюса Ли.

Однако несмотря на все эти знаки уважения к своему идолу, в своих фильмах Стивен Чоу вовсе не придерживается идей реального боя. Например, в «Разборках в стиле кунг-фу» сразу обращаешь внимание на компьютерные спецэффекты. Подобный подход к работе давно уже вызывал сомнения: много ли уважения к Брюсу Ли в фильме, в котором нет реальных боев?

Кадр из фильма "Великий мастер". Режиссер – Вонг Кар-Вай


Читайте также: В Голливуде модно играть мышцами

Стивен Чоу на это отвечает так: «Основное качество фильмов Брюса Ли — наличие в них самого Брюса Ли. Во всем мире нет человека, который мог бы воспроизвести его технику. Он мог делать безо всяких компьютерных эффектов такие удары, что и вообразить тяжело. Мне с Брюсом Ли и не сравниться. Я думаю, что несмотря на то, что в «Разборках» сделан очень большой упор на спецэффекты, в нем удалось достигнуть гармонии между традиционными боевыми искусствами и современными технологиями. Если выходит хорошее сочетание, то можно достичь потрясающего эффекта».

Школа визуальных эффектов


Фэн Дэлунь (Стивен Фун): выжать максимум из высоких технологий.


Так же, как и Стивен Чоу, Фэн Дэлунь является поклонником Брюса Ли. Он отдал дань уважения мастеру, сняв «Дома ярости»; тогда же режиссер потребовал, чтобы все бои в фильме велись вживую. В том году Фэн Дэлунь в одном интервью сказал: «Я надеялся выразить самую суть китайских боевых искусств, поэтому мы использовали очень мало трюков. Только так можно воплотить на экране дух настоящих единоборств».

Технологии не стояли на месте, и Фэн Дэлунь в своих последующих картинах постепенно все больше отказывался от реальных схваток, замещая их большим числом спецэффектов. Срежисированные им «Тайцзи 1: Начиная с нуля» и «Тайцзи 2: Возвышение героя» уже называли «фильмами о единоборствах смешанного типа». В этих картинах, впитавших в себя элементы компьютерных игр и комиксов маньхуа, единоборства объединены с идеями современной молодежи. Таким образом появился совершенно новый мир боевых искусств.

Также по теме: Чего стоят исторические голливудские фильмы?


В этих фильмах женские и мужские персонажи не только бьются, словно небожители, непринужденно взлетают на карнизы и ходят по стенам, но сцены драк спланированы, словно драки из файтинга, и каждый раз, когда Ян Лучань (основатель тайцзицюань стиля Ян — прим.пер.) терпит поражение, над ним, будто в файтинге, всплывает надпись KO («нокаут» - прим.пер.). Когда же Ян Лучань падает на землю, истекая кровью, на экране появляется предупреждающая надпись «Потеря крови!».

Лян Цзяхуэй, сыгравший в этом фильме одну из главных ролей, тоже без ума от подобных новшеств. Он сказал: «Я слышал, как Фэн Дэлунь говорил о том, что надеется перевернуть представления зрителей о боевиках или фильмах кунг-фу, вместив в эти фильмы как можно больше того, что нравится сейчас молодежи. В действительности я считаю, что для кино это шаг вперед».