Нетрудно возмущаться чудовищным антигейским законодательством и насилием в отношении геев в России: гораздо сложнее понять, что мы можем сделать. Именно поэтому, вероятно, многие бросились поддерживать кампанию Дэна Сэведжа (Dan Savage) Dump Stoli (Откажитесь от «Столи») — бойкот водки «Столичная», которая производится в России (прим. пер. — глава компании заявил, что водка производится не в России, а в Латвии). Никому не по душе ощущать свое бессилие — особенно учитывая все более мрачные новости.

И хотя мотивы Сэведжа очевидно верные, кампания его целиком ошибочна. Кроме того, она может повлечь за собой опасные последствия. Российская политика, направленная против геев, — шок и позор, но стремление разоблачить и осудить страну или культуру в целом — неверное. Оно посылает сбивающий с толку сигнал представителям ЛГБТ в этой стране: мы поддерживаем вас, но не ваши традиции. Мы приветствуем вас с распростертыми объятиями, но мы отвергаем ваш культурный бэкграунд. Вероятно, целью кампании было наказать основанную на российском капитале компанию, но результатом ее стала демонизация всего русского.

Чем именно бойкот может помочь ЛГБТ в России? Посыл понятен, но «Столичная» — которая поддерживала ЛГБТ-сообщество и спонсировала ЛГБТ-мероприятия, — не враг. Отказ от определенной марки водки может дать американцам повод гордиться собой, но русским он ничем не поможет. Это чистой воды активизм ради активизма: мы палец о палец не ударяем, а затем одобрительно хлопаем себя по плечу — какая отличная работа. Предложенный бойкот Олимпиады (согласны с ним спортсмены или нет) хотя бы логичен, поскольку Олимпийские игры привлекут большое число туристов и обеспечат приток прибыли российскому правительству. Но Stoli? По большому счету, то, какую водку вы предпочитаете пить, не имеет никакого значения.

А меж тем, «Столичная» демонстрировала свою поддержку ЛГБТ-сообществу, на что организация Queer Nation реагирует: «В своем открытом письме г-н Менделеев перечислил несколько тематических мероприятий, где SPI продвигала свой бренд Stolichnaya, как свидетельство того, что компания поддерживает ЛГБТ-сообщество. Г-н Менделеев, маркетинг не спасет жизни геев и лесбиянок». Похоже, Queer Nation котирует иронию. Да, маркетинг не спасет жизни геев и лесбиянок, но и этот бессмысленный бойкот их не спасет. Легкого решения здесь нет, но кампания Dump Stoli — это просто развлечение.

А главное, это укрепляет идею о том, что русский значит плохой, и чем все это может кончиться? Давайте избегать русских фильмов? Выкинем русские романы? Переименуем майонез в «соус свободы»? Это может и похоже на передергивание, но отождествление политики страны с ее культурой — скользкий путь. Мы не можем утверждать, что все русское — против геев, точно так же, как было бы нечестно считать каждого русского гомофобом. В поиске более эффективного метода помочь ЛГБТ в России давайте не будем клеймить их родину как имманентное зло.

Реклама водки SKYY


Бойкот Dump Stoli уже провоцирует ксенофобию — как в нелепой рекламе SKYY Vodka, которая подлизывается к ЛГБТ-сообществу. Смысл рекламы не в том, что мы должны поддерживать водку, которая поддерживает геев и их союзников, а скорее в том, что SKYY Vodka «сделана в Америке». Обратите внимание на гигантский американский флаг за бутылкой водки: будь патриотом, пей SKYY. А, ну и еще это, поддержи геев.

ЛГБТ-сообщество России должно получить от нас больше, чем фривольную беседу о том, какую водку следует пить. Мы не должны намекать на то, что «русскость» ненормальна: мы должны делать так, чтобы страна отказалась от своей отвратительной политики, а не списывать Россию целиком.

Америка не всегда была образцом в смысле равноправия. Российское узаконенное насилие в отношении представителей ЛГБТ — чудовищная крайность, но мы должны отнестись к этой проблеме как к основополагающей борьбе за права человека. Мы работали и продолжаем работать над тем, чтобы Америка была безопасной страной и страной равных возможностей для всех ее граждан. Не бойкот водки положил конец закону «Не спрашивай — не говори» и Закону о защите брака — и не бойкот водки привнесет реальные изменения в России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.