Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Банку БРИКС для достижения успеха нужно ощущение цели

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На своем пятом ежегодном саммите, который состоялся в апреле, лидеры стран БРИКС заявили о намерении создать свой собственный банк развития. Но никто не рассказал, где будет размещаться штаб-квартира нового банка, и как будет финансироваться этот институт. Такая неопределенность свидетельствует о том, что истинное предназначение и цель банка пока до конца не выработаны.

На своем пятом ежегодном саммите, который состоялся в апреле, лидеры стран БРИКС заявили о намерении создать свой собственный банк развития. Если такое произойдет, этот клуб ведущих развивающихся экономик в составе Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки сделает большой и важный шаг вперед. Пока на своих встречах они ограничивались лишь смелыми заявлениями, но практических достижений у них было мало.

На встрече в южноафриканском Дурбане подробностей было немного. Никто не рассказал, где будет размещаться штаб-квартира нового банка, и как будет финансироваться этот институт. Такая неопределенность свидетельствует о том, что истинное предназначение и цель банка пока до конца не выработаны. В определенном смысле это вполне понятно, так как и сама группа БРИКС является необычным объединением. И тем не менее, для достижения успеха новому банку понадобится четкое и логическое обоснование.

Одна из основных причин трудностей, возникающих на пути сотрудничества этих стран, заключается просто в том, что они непохожи. Четыре государства из пяти (те, что входят в аббревиатуру БРИК) являются крупнейшими в мире странами с формирующейся рыночной экономикой. Но и это не обеспечивает им особого сходства. Китай больше всех остальных, вместе взятых. По сути дела, его рост за пару лет обеспечивает создание новой Индии, а каждые несколько месяцев — новой ЮАР.

Но если отложить в сторону размер, то что еще общего имеется между ними? Немного. Бразилия, Индия и Южная Африка — это демократии. Китай и Россия демократиями не являются. Китай и Индия — это крупные импортеры сырьевых ресурсов, в то время как Бразилия, Россия и Южная Африка являются их ведущими экспортерами.

Они также очень сильно отличаются по размерам доходов и богатства. В России годовой доход на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности составляет около 24000 долларов. В то же время, в Бразилии, Китае и Южной Африке этот показатель составляет от 9 до 12 тысяч долларов. Индия гораздо беднее, и там подушевой доход за год равен 4000.

Странные партнеры


Я постоянно читаю о том, что то одной, то другой стране БРИКС не место в составе данного объединения. Являясь автором понятия БРИК, я даже не знаю, плакать из-за этого или смеяться. Дело в том, что исключить из состава БРИКС легко и просто можно любую из этих стран, и основания для этого будут вполне весомыми.

Время идет, и сейчас я понимаю, что Китай в этой группе посторонний. Не просто в силу его размеров, но и из-за того, что, несмотря на недавнее замедление, это единственная страна, отвечающая в текущем десятилетии моим ожиданиям по показателям роста.

В экономическом плане Южной Африке там тоже не место, но БРИКС — это политическая группировка, а не просто экономическая. Можно сказать, что критерием членства в ней является убедительное сочетание экономического потенциала и геополитического веса. В любом случае, ЮАР является членом БРИКС, и дебаты о том, заслужила она это или нет, совершенно бессмысленны. О чем стоит подискутировать, так это о том, дает ли решение создать банк БРИКС руководителям ЮАР новый шанс для основательного объяснения своего присутствия в этом объединении.

Эти резко отличающиеся друг от друга страны — Китай и Южная Африка — интересуют меня больше всего остального, когда я задумываюсь о создании нового банка.

Я спрашиваю себя, почему Китай вообще проявил интерес к этой затее — ведь у него уже есть свой банк развития China Development Bank, который вкладывает инвестиции за рубежом, исходя из решений Пекина о том, соответствует ли это экономическим и геополитическим интересам КНР. Вот моя теория: китайские лидеры видят в банке БРИКС нечто вроде безопасной репетиции той роли, которую они в свое время будут обречены играть в МВФ и во Всемирном банке, а также в Группе 20 и, возможно, в Организации Объединенных Наций.

А какова цель Южной Африки? Некоторые ее государственные деятели говорят мне, что они хотят выступать в качестве посредников между членами БРИКС с одной стороны и Африкой (или, по меньшей мере, той ее частью, что южнее Сахары) с другой. Это прекрасно, но им следовало бы уточнить некоторые детали. В ЮАР имеется хорошо развитый финансовый сектор, а также неотделимые от него опыт и знания. Почему бы не воспользоваться этим преимуществом и не выкроить для себя весомую роль в выделении денег на проекты развития тем многочисленным странам к северу от ЮАР, которые в них очень сильно нуждаются?

Если Южная Африка не сумеет это сделать, вполне можно поставить на то, что другие быстро развивающиеся африканские страны, такие как Нигерия (в недалеком будущем ее экономика обгонит южноафриканскую), решат, что банк БРИКС никакой пользы им не приносит, и что ЮАР не может быть их представительницей в БРИКС.

Новые требования


Но хватит о мотивах Китая и ЮАР. Нынешний переполох в Бразилии, Турции и других странах с формирующимся рынком указывает на то (или должен указывать), каким должно быть недостающее логическое обоснование.

Причины протестов во многих таких странах, конечно же, являются сложными и многогранными, и отличаются от случая к случаю. Но я вижу здесь два общих фактора. Фактор первый. В быстро развивающихся странах с формирующейся рыночной экономикой стремительно разрастается средний класс. Эти люди выиграли от экономического роста, но им хочется большего. Фактор второй. Этот новый средний класс видит, как власти расточительно тратят общественные деньги на свои любимые проекты. А ему нужны инвестиций в такие проекты, которыми он мог бы гордиться, которые увеличивали бы его благосостояние и продолжали снижать бедность.

Как на это должны реагировать власти? Много лет проработав в Goldman Sachs Group Inc., я проанализировал огромное количество расчетов, подготовленных нашим исследовательским департаментом по каждой из формирующихся рыночных экономик. Это система с 18 параметрами, предназначенная для измерения устойчивого роста. Для многих крупных развивающихся экономик, в том числе, для всех стран БРИКС, а также для «следующих 11» (кроме Южной Кореи) крайне важными в достижении успеха являются три области.

Во-первых, это система государственного управления, которое должно быть лучше, но которого не должно быть больше. Во-вторых, это образование, включая самый элементарный его уровень. В-третьих, доступ к современным технологиям. Те правительства, которые развивают все три указанные области, дают своим странам оптимальный шанс раз и навсегда выбраться из так называемой западни средних доходов.

Поэтому у меня будет предложение для нового банка, когда он возникнет и заработает. Разработать для каждой страны цели по улучшению показателей в каждой из указанных областей на согласованные сроки. Пусть эти показатели станут организационным принципом, после чего их можно будет использовать для выделения капитала. Если банк развития БРИКС примет такую логику своего существования, использует ее для концентрации мышления, а потом подкрепит все это своими решениями, то он сможет превратить своих членов, а также другие страны в силу добра.

Джим О’Нил — бывший председатель Goldman Sachs Asset Management, в настоящее время обозреватель Bloomberg View.