Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему палестинцы такие неулыбчивые

© REUTERS / Yuri GripasМирные переговоры Израиля и Палестины возобновились в США
Мирные переговоры Израиля и Палестины возобновились в США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мимика американских, израильских и палестинских официальных лиц на последних совместных фотографиях выглядит крайне красноречиво. На фотографиях можно заметить одну особенность: израильтяне улыбаются во весь рот, американцы - тоже, а на лицах у палестинцев застыли вымученные улыбки в духе Моны Лизы.

Мимика американских, израильских и палестинских официальных лиц на двух последних совместных фотографиях выглядит крайне красноречиво. На первом из этих снимков запечатлены палестинский президент Махмуд Аббас, госсекретарь США Джон Керри и израильский президент Шимон Перес. Эта фотография была сделана в мае во время Всемирного экономического форума, проводившегося с иорданской стороны Мертвого моря. Именно на этой конференции Керри представил экономический план, включавший в себя привлечение до 4 миллиардов долларов для помощи палестинской экономике.

Второй снимок, который стоит разобрать, был сделан на недавней пресс-конференции в Вашингтоне, посвященной восстановлению прямых мирных переговоров между Израилем и Палестиной. Помимо Керри на нем присутствуют главный палестинский переговорщик Саиб Эрекат (Saeb Erekat) и израильский министр юстиции Ципи Ливни (Tzipi Livni).

На обеих фотографиях можно заметить одну особенность: израильтяне улыбаются во весь рот, американцы - тоже, а на лицах у палестинцев застыли вымученные улыбки в духе Моны Лизы.

Почему израильтяне улыбались и на Мертвом море, и в Вашингтоне, понять легко. Они, наконец, получили то, чего давно добивались – а именно, видимость переговоров. Недаром многие считают, что израильская сторона больше заинтересована в процессе мирных переговоров, чем в самом мире.

Израильтяне верят, что если они покрасуются перед журналистами на переговорах с палестинцами, это поможет им очистить свой имидж от всех грехов и провинностей, накопившихся у Израиля, как у оккупанта, целых 46 лет удерживающего другой народ против его воли под военной оккупацией. 

У Керри есть свои причины улыбаться. Он руководствуется инструкциями президента Барака Обамы и своим собственным чутьем, выработавшимся за годы работы в Комитете по международным отношениям Сената США, и отчетливо понимает важность фотографий, на которых израильтяне и палестинцы пожимают друг другу руки или стоят рядом. 

И это приводит нас к вопросу на 64 тысяч долларов. Почему же палестинцы не улыбаются? Или, что важнее, почему палестинцы находятся в одной комнате со своими оккупантами, пока не принят четкий план по окончанию 46-летней оккупации и колонизации палестинских земель.

Вымученные улыбки палестинцев отражают незавидное положение, в котором они оказались. Лидеры Организации освобождения Палестины не смогли добиться того освобождения, которое они обещали своим последователям, и теперь вынуждены подбирать крошки, оставленные им американцами и израильтянами. Так как Аббас декларирует приверженность мирному процессу, у него нет выбора, и ему приходится давать отмашку прямым переговорам, несмотря на то, что выполнены не все палестинские требования.

Будучи политиком (а не революционером), Аббас обязан мириться с ограничениями, которые накладывает в современном обществе реальная политика. Если ты решаешь выбрать путь переговоров вместо сомнительного и, возможно, непосильного пути сопротивления, ты должен согласиться с определенными ограничениями и требованиями.

Палестинские представители учли негативный опыт переговоров с израильтянами и приложили много усилий, чтобы перед началом переговоров лицом к лицу были выполнены три условия - чтобы было заморожено строительство поселений, чтобы параметры переговоров предусматривали границы 1967 года и чтобы были выпущены палестинские заключенные, арестованные до подписания в Осло мирных соглашений 1993 года. По словам палестинцев, все три требования были удовлетворены, но в разной мере.

В вопросе о поселениях израильтяне пообещали ограничить свою деятельность тремя поселенческими блоками, которые Израиль надеется включить в договоренность об обмене землей, некогда заключенную на переговорах в Кэмп-Дэвиде Ясиром Арафатом и занимавшим в то время должность премьер-министра Эхудом Бараком. Хотя это не было четко и публично объявлено, судя по всему, палестинцы приняли гарантии США, ясно дав понять, что если обещания не будут соблюдаться, они просто выйдут из переговоров.

Вопрос о границах оказался сложнее. Американцы, похоже, были согласны с израильтянами, которые утверждали, что если одна из сторон объявит свою позицию до переговоров, обсуждать будет нечего. Однако палестинцы не уступили, и госсекретарь США вынужден был пообещать сначала в устной, а потом в письменной форме, что переговоры (на которых американцы будут присутствовать с начала и до конца) будут вестись на основе границ 1967 года, как говорил президент Обама в 2011 году на конференции Американо-израильского комитета по общественным связям. 

Палестинцев помогло убедить обязывающее решение Европейского Союза отказаться принимать любую продукцию из областей, оккупированных в 1967 году, косвенным образом показавшее, что крупнейший западный блок поддерживает границы 1967 года.

Наконец, в вопросе о заключенных палестинцы были непреклонны. Так как мирные переговоры без замораживания поселений и согласия Израиля на границы 1967 года грозят Аббасу негативными политическими последствиями, было необходимо хотя бы добиться освобождения узников, чтобы упрочить его позиции среди недовольных палестинцев. 

Если на последних встречах в Иордании и Вашингтоне израильтяне и американцы не скрывали улыбок, палестинские участники переговоров вряд ли будут улыбаться, пока не смогут продемонстрировать своим скептически настроенным избирателям конкретные перемены на местах.

 

Автор – известный палестинский журналист, директор Института современных средств массовой информации Университета Аль-Кудс. Все взгляды и мнения, выраженные в статье, принадлежат исключительно автору и не отражают позицию Times of Oman.