30 августа в New York Times появилась статья, автор которой утверждает, что молчание президента России Владимира Путина в отношении неизбежных военных ударов по Сирии свидетельствует о том, что он с ними смирился. Это вовсе не означает, что он больше не выступает против американского военного вторжения в Сирию. Вероятнее всего, он хорошо понимает, что в отсутствии возможности инициировать обмен ядерными ударами, которые уничтожат Россию как нацию, он попросту ничего не может сделать, чтобы предотвратить американское вторжение.

Это приводит нас к более серьезной теме: сегодня государства не могут притворяться великими державами – по крайней мере, в течение достаточно долгого времени.

С момента своего возвращения на пост президента Путин без устали трудился над тем, чтобы создать впечатление, что Россия снова вышла на международную сцену в качестве великой державы, равной США. Он делал это, в основном, публично бросая вызов Вашингтону в крайне важных вопросах, имеющих ограниченное стратегическое значение для США, таких как гражданская война в Сирии и дело Эдварда Сноудена (Edward Snowden). Таким образом, Путин хотел продемонстрировать другим странам, что они могут обращаться к России за помощью, если они вдруг окажутся под прицелом США.

Однако  такой фасад невозможно сохранять слишком долгое время, и, к своему несчастью, в этом уже успели убедиться царская империя и Советский Союз. Несмотря на массу разговоров о мягкой силе, которые звучат последние несколько лет, великие державы строятся, в первую очередь, на ресурсах грубой силы, таких как военная мощь и богатство. Это те конкретные материальные ресурсы, которые невозможно подделать: нельзя долгое время притворяться, что вы имеете в своем распоряжении мощную армию, потому что рано или поздно вас призовут к ответу, и о ее слабости узнают все.

Именно с такой ситуацией Россия столкнулась в случае с военным вторжением США в Сирию. В США многие считают, что Вашингтон должен нанести удар по Сирии, чтобы сохранить лицо, учитывая заявления Обамы о том, что применение химического оружия является красной линией. Согласно множеству социологических исследований, лидеры не оценивают надежность другой страны, опираясь на то, как она выполняет свои угрозы в сходных ситуациях, и собственные реакции Америки на действия Северной Кореи и угрозы Ирана, без сомнения, не следуют этой логике.

Однако в случае с Сирией престиж России, несомненно, поставлен на карту. Россия пыталась защитить режим Асада от международных санкций с момента начала гражданской войны два года назад. США неоднократно жаловались на поведение Москвы в отношении Сирии, но при этом не предпринимали никаких ответных действий. Все это способствовало укреплению мифа о том, что Россия снова стала великой державой.

В настоящий момент США готовятся к военным действиям против режима Асада, не обращая практически никакого внимания на позицию России по этому вопросу. По сути, это является главным показателем отсутствия авторитета у России. То, что США не считают необходимым учитывать позицию России и что Россия не имеет возможности помешать Вашингтону готовиться к вторжению, недвусмысленно свидетельствует о слабости Москвы. Такая ситуация была просто невозможной во время арабо-израильских конфликтов периода холодной войны, когда Россия все еще носила звание великой державы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.