Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
К черту забитые выставки, да здравствуют городские музеи!

Постоянные экспозиции скрывают в себе немало незаметных не первый взгляд сокровищ, которыми вы можете спокойно любоваться в просторных залах без опасения наступить на ногу соседу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прекрасные бесплатные музеи Парижа пустуют, а тишину их залов нарушает лишь шепот смотрителей, которых едва ли не больше, чем посетителей, похожих на заплутавших странников. С одной стороны у нас есть забитые шедеврами особняки, с другой — крупные галереи, где посетители устраивают толкотню перед горсткой картин. Так зачем торчать в очередях перед забитыми до отказа музеями?

Три часа в очереди и переполненные залы на выставку Хоппера в Большом дворце в конце февраля этого года ... и это несмотря на то, что она была открыта ночью... Это модное событие, которое живописуют телевидение, журналы и социальные сети. О нем только и говорят в культурных кругах.

Когда в Париже открывается модная выставка, все появляются в одном и том же месте, в одно и то же время. Пропустить мероприятие становится тем сложнее, что каждый расхваливает его, как может, хотя вовсе не обязательно сам что-то видел. Парижане дают толчок движению, за ними следуют туристы, комитеты на предприятиях предлагают виртуальные визиты сотрудникам... Все это время прекрасные бесплатные музеи пустуют, а тишину их залов нарушает лишь шепот смотрителей, которых едва ли не больше, чем посетителей, похожих на заплутавших странников.

С одной стороны у нас есть забитые шедеврами особняки, с другой — крупные галереи, где посетители устраивают толкотню перед горсткой выставленных картин. Как следует из свойственного Парижу и моде мышления, чем длиннее очередь, тем больше это место достойно вашего внимания.

Но зачем торчать в очередях перед забитыми до отказа музеями? Может быть лучше познакомиться с теми же самыми шедеврами в несезон, в обстановке постоянных коллекций?

Так, например, в парижском Музее современного искусства бесплатные коллекции реорганизуют дважды в год. Разве висящие там полотна Пикассо, Матисса и Магритта становятся интереснее, когда год спустя их передают на временную экспозицию? Из 9 000 имеющихся произведений ХХ века выставляется всего несколько сотен: чуть меньше, чем 1 400 полотен в Центре Помпиду, коллекция которого достигает 45 000 объектов. Но вы нигде не увидите афиш, которые бы расписывали достоинства таких экспозиций, хотя рекламой выставок Кита Харинга и Роя Лихтенштейна заклеено все метро.

Так, знайте же: постоянные коллекции муниципальных музеев можно смотреть бесплатно. Всем. Каждый день. Круглый год. И не стоит относиться к ним с высокомерным презрением: здесь хватает незаметных на первый взгляд сокровищ. Средневековые парижские вывески в Музее Карнавале, древняя бронза в Музее Сернуши, полотна Пикассо в парижском Музее современного искусства (в его постоянной коллекции насчитывается 390 произведений) или же, например, гравированный столик, за которым Бальзак писал свою «Человеческую комедию», стул и кофейник в кабинете его дома-музея... 12 из 14 парижских музеев милостиво позволяют публике насладиться содержанием их постоянных коллекций (не считая катакомб и археологической крипты Собора Парижской Богоматери).

В том, что касается музеев, агорафобам и любителям тишины, вероятно, стоит воздерживаться от бесплатного первого воскресенья каждого месяца. В муниципальных музеях вы сможете прийти на выставку в любой удобный для вас день с 10 до 18 часов за исключением понедельника. Вы сможете окунуться в пьянящую могильную тишину и установить особую тесную связь с каждым произведением. И никто не будет делиться с вами своей ценнейшей точкой зрения насчет сочетания цветов или неспособности художника нарисовать собственный автопортрет.

Кроме того, немалая часть национальных музеев и памятников бесплатна для молодых людей до 26 лет. Так, например, обстоят дела с Лувром, Центром Помпиду, Музеем искусств и ремесел или Музеем естественной истории. Но даже если вы старше, это не означает, что у вас не получиться пуститься на поиски незнакомого шедевра...

В какие музеи сходить?

В первую очередь, пожалуй, стоит обратить внимание на Музей Карнавале, который располагается в двух особняках по улице Севине. Он посвящен истории Парижа и представляет посетителям не только коллекцию карт и вывесок, но и впечатляющие панорамные картины, произведения времен Ренессанса и французской революции...

Почему вам лучше сходить в Малый дворец, а не Большой? Он был построен в то же время, ко Всемирной выставке 1900 года и хранит романтические и импрессионистские полотна Парижа тех времен, которые непременно стоит открыть для себя. Пройти из одного зала в другой можно через внутренний дворик с крытыми галереями.

Расположенный у подножья Монмартра Музей романтической жизни определенно не разочарует любителей прогулок в живописной обстановке.

Дома художников

Стоящий на стыке бывших деревень Паси и Отей дом Бальзака — это тихая гавань, где мастер написал немалую часть своих творений, скрываясь от кредиторов за обшарпанной дверью. Скамейки в саду дают вам возможность понаблюдать за Парижем подобно Растиньяку, который в конце «Отца Горио» обратился к утомленному городу. Но внимание: во время выставок вход здесь платный.

Дом Виктора Гюго, чей фасад из красного кирпича и камня прекрасно вписывается в архитектуру Ренессанса площади Вогезов, рассказывает посетителю о жизни создателя «Отверженных».

Музей Цадкина, где жил скульптор монпарнасской школы, невелик, но недавно там провели ремонт. Что касается музея Бурделя, это здание конца XIX века изначально предназначалось для временного пользования, однако именно здесь работал знаменитый скульптор, который предвосхитил эпоху Монпарнаса.

Музеи меценатов

Музей Сернуши — это особняк конца XIX века, где находятся коллекции азиатского искусства. В этом он напоминает большой (но платный) Музей Гиме, у которого есть и бесплатное «приложение», Музей Эннери, где по выходным можно встретить разве что десятка полтора посетителей.

Созданный в честь творца знаменитой «Самаритянки» Музей Коньяк-Жэ посвящен живописи XVIII века.

Неизвестные большинству Мемориал маршала Леклерка и Музей Жана Мулена рассказывают историю французского сопротивления на примере судеб двух этих людей.

Кроме того, стоит заглянуть и в Региональный центр современного искусства Плато, чьи залы отражают тенденции нынешнего художественного творчества.

Городок архитектуры и культурного наследия, который объединяет в себе архитектуру ХХ века с запущенной в конце XIX столетия инициативой по сохранению культурного наследия, это, безусловно, интересное, но платное место. Поэтому могу предложить вам сходить в куда более скромный Павильон Арсенала, выставки которого охватывают все течения в парижской архитектуре.