Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что будет, если боевики доберутся до Суэцкого канала?

Нападения исламистов уже отпугнули туристов. Теперь они угрожают ключевой водной артерии и всей экономике Египта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Египет не только теряет инвесторов и туристов. Теперь здесь возникла чрезвычайно серьезная проблема, которая может иметь глобальные последствия. Боевики обстреляли китайское грузовое судно, шедшее по Суэцкому каналу. Это может привести к катастрофическим последствиям для египетской экономики и международной торговли.

Сегодня внимание мировой общественности приковано к событиям в Сирии, однако в Египте сейчас возникла чрезвычайно серьезная проблема, которая может иметь глобальные последствия. В понедельник, 16 сентября, девять египетских полицейских получили ранения в результате взрыва бомбы в северной части Синайского полуострова. Неделей ранее на этом же полуострове террористы-смертники убили девять солдат. Перестрелки, похищения, взрывы бомб – заложенных на дорогах, в автомобилях – и атаки смертников стали уже привычным явлением на Синайском полуострове. Более того, выступления исламистов постепенно распространятся и на другие районы Египта. В начале сентября в Каире министр внутренних дел страны едва не погиб в результате взрыва бомбы, которую, по некоторым сообщениям, заложили в машину боевики группировки джихадистов, базирующиеся на Синае.

В то время, когда нация еще не успела оправиться после двух лет гражданских волнений, резкого роста уровня преступности, эпидемии сексуального насилия и убийства военными почти тысячи исламистов, протестующих против переворота, в результате которого избранный президент страны лишился своего поста, такая активность боевиков стала чрезвычайно неприятной новостью для Египта.

Но в ближайшее время ситуация будет только усугубляться.

31 августа двое боевиков обстреляли китайское грузовое судно, шедшее по Суэцкому каналу. Ответственность за этот обстрел взяла на себя связанная с «Аль-Каидой» группировка «Катаиб аль-Фуркан», члены которой выложили видеозапись нападения в YouTube. В результате этой атаки судно существенно не пострадало, однако члены группировки заявили, что они продолжат нападать на суда, идущие по каналу. 

Если боевики не прекратят свои атаки, рано или поздно им удастся причинить существенный вред какому-нибудь судну на Суэцком канале, что потенциально может привести к катастрофическим последствиям для египетской экономики и международной торговли. 

Свержение президента Египта Хосни Мубарака в 2011 году уже привело к печальным последствиям для египетской экономики. Непрекращающиеся протесты и рост насилия по всей стране отпугнули инвесторов, в результате чего Египет лишился прямых иностранных инвестиций, прежде служивших ему мощной экономической опорой. Египет сейчас переживает не только снижение уровня инвестиций – по данным египетского Центробанка, в третьем квартале уровень инвестиций снизился на 32% по сравнению с прошлым годом – но и отток иностранного капитала. За последние полгода страна лишилась более 3 миллиардов долларов.

Туристическая индустрия, на долю которой традиционно приходилось около 10% экономической активности в Египте, сейчас находится под угрозой. В южном египетском городе Шарм-аль-Шейх уровень заполнения отелей снизился до 36%. Между тем на противоположном берегу канала, в провинции Красное море, закрылась почти треть из 250 отелей. Скоро даже в Каире не останется иностранцев, готовых потратить там свои деньги.

Еще до начала августовских волнений Всемирный банк поставил Египет на 140 место – последнее место после Пакистана и Йемена – по уровню безопасности туристов. И ситуация продолжает ухудшаться. За последний месяц, по данным Министерства туризма, число туристов, приезжающих в страну, снизилось на 85%.

Теперь под угрозой оказалась третья опора египетской экономики – доходы от эксплуатации Суэцкого канала, которые достигают 5 миллиардов долларов в год. В 2012 году через канал прошли более 17 тысяч судов. Однако в последнее время число судов, проходящих через него, уменьшилось, поэтому доходы от его эксплуатации снизились на 5%. В первой половине 2013 года поток судов сократился на 6,6%, что заставило египетские власти увеличить размер платы за пользование каналом.

Каир надеется, что рост глобальной экономики будет способствовать увеличению потока судов в следующем году. Однако инцидент, произошедший 31 августа, может свести на нет все их надежды. Как сообщается, по соображениям безопасности, некоторые международные компании уже рассматривают альтернативные маршруты, в том числе новые арктические маршруты, на которых их корабли будут сопровождаться российскими ледоколами.

В сотрудничестве со своими израильскими партнерами египетская армия переправляет на Синайский полуостров солдат и оборудование – в том числе боевые вертолеты – в попытке предотвратить действия боевиков. Кроме того, по некоторым сообщениям, египетская армия позволила израильским беспилотникам пересекать воздушную границу с Египтом, чтобы уничтожать боевиков. Тем не менее, пока остается неясным, смогут ли эти попытки вернуть мир в этот район и справиться с угрозой со стороны боевиков.

В последние два месяца вооруженные силы Египта арестовывали и уничтожали предполагаемых террористов, однако нападения на представителей служб безопасности не прекратились. На самом деле количество боевиков из числа иностранных наемников, рассерженных бедуинов и членов Мусульманского братства, принявших более радикальные взгляды в результате военного переворота, продолжает стремительно расти.

Серьезной проблемой для египетских властей стало обеспечение безопасности судов на Суэцком канале длиной в 120 миль, большая часть которого никак не защищена. Члены «Катаиб аль-Фуркан» заявляют, что они намерены продолжать свои нападения на канал, по которому проходят «авианосцы, используемые для ударов по мусульманам» и который служит «торговой артерией неверным» государствам.

Для государства, где почти половина населения зарабатывает меньше 2 долларов в день, где официальный уровень безработицы достигает 15%, где дефицит бюджета на 2012-2013 год составил 35 миллиардов долларов, потеря Суэцкого канала станет катастрофой. Это не только подорвет веру людей в способность армии восстановить стабильность в стране, это придаст храбрости боевикам, которые стремятся восстановить власть исламистов в Египте. 

В случае развития событий по наихудшему сценарию Вашингтон может разместить свои военные корабли в Персидском заливе, чтобы противостоять Ирану. Кроме того, теперь, когда строительство заграждений вдоль границы завершено, Израиль также может существенно снизить уровень террористической угрозы со стороны Синая. Между тем для Египта незащищенность канала лишний раз подчеркивает уязвимость государства.

Египетская армия уверяет, что она достигла значительных успехов в восстановлении безопасности на Синайском полуострове. Однако проблемы с безопасностью в Египте сейчас распространяются далеко за пределы полуострова настолько, что обстановка в стране начинает напоминать ситуацию с исламистскими выступлениями, сохранявшуюся на протяжении 1990-х годов. Учитывая технические возможности иностранных наемников, Каиру будет крайне трудно сдерживать боевиков. Пока на Синайском полуострове и в долине реки Нил не будет восстановлена безопасность, экономическое восстановление и политическая стабильность в Египте – а также движение судов по Суэцкому каналу – будут подвергаться опасности.