Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Создатель Skype: Турция интереснее Китая с точки зрения инвестиций в технологии

© flickr.com / Nathan Meijer Собор Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии в Стамбуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перед стартап-компаниями в Турции открываются существенные перспективы с точки зрения вложения капитала и развития технологий. Здесь по сравнению с Европой электронная коммерция возросла вдвое. Источник предпринимательского духа в Турции – молодое население.

Один из создателей Skype Никлас Зеннстрем (Niklas Zennström) хотя бы один раз в год бывает в Турции. 

После продажи Skype eBay в 2005 году за 3,1 миллиарда долларов, впоследствии вернув компанию, Зеннстрем в 2011 году продал ее Microsoft за 8,5 миллиарда долларов. При этом в 2006 году он основал Atomico, осуществляющую инвестиции в технологические компании.  

Вот уже несколько лет Зеннстрем в поисках стартап-компаний по всему миру, от Бразилии до Финляндии. 

Понятие «стартап» не сходит с уст прежде всего тех, кому довелось побывать в Кремниевой долине, а в Турции оно, как правило, обозначает компанию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, хотя этим и не ограничивается. Оно также включает новую бизнес-модель, бизнес-идею, обращается к международным крупным рынкам и обладает потенциалом бренда. 

Накануне у нас состоялась беседа с Зеннстремом и недавно назначенным представителем Atomico в Турции Назом Озертугрулом (Naz Özertuğrul). 

Atomico пока не вкладывала инвестиции в Турцию, но ежегодно, когда Зеннстрем посещает Турцию, он встречается со стартапами и выясняет состояние их дел. 

Среди проектов, в которые инвестиции вкладывались ранее, игра «Angry Birds» компании Rovio с центром в Финляндии. И это большой успех мирового масштаба, так как в «Angry Birds» играют 250 миллионов человек в месяц. 

Другие инвестиции, которые вызывают на лице Зеннстрема улыбку, это опять же финская Supercell и разрабатывающая онлайн-проекты фирма Fab из Нью-Йорка. 

А как насчет Турции?

Зеннстрем отмечает: «Мы должны набраться терпения, чтобы найти правильную компанию. Если представить, что по сравнению с Европой электронная коммерция возросла вдвое, становится очевидно, потенциал Турции в деятельности стартап-компаний высок». По мнению Зеннстрема, источник предпринимательского духа в Турции – молодое население. «Еще 20 лет назад для технологий и капитала нужно было непременно быть в Кремниевой долине. Сейчас другая эра. Такая компания, как Skype, может возникнуть в любой точке земного шара», – добавил он.  

С 2008 года Atomico – в Китае, однако Зеннстрем полагает, что в этой стране в секторе, который он разрабатывает, сложно добиться успеха: «Китай – очень большой и особый рынок. Он обладает существенным накоплением капитала. Китайские технологические компании сосредоточены на успехе, но в силу имеющегося капитала они могут быть не так интересны иностранным инвесторам. Из-за величины внутреннего рынка они не заинтересованы в росте на внешних рынках». 

«В то же время предприниматели в Турции хотят быть международными игроками. Поэтому для нас Турция интереснее Китая», – заявляет Зеннстрем. 

Наз Озертугрул упоминает интересную деталь, связанную с преследуемой в Турции политикой: «В области капитала и технологий иногда мы указываем стратап-компаниям добровольный путь. Момент, который представляется важным, состоит в увеличении пула стартапов, а также росте числа компаний, намеренных осуществлять инвестиции».  

Перед стартап-компаниями в Турции открываются существенные перспективы с точки зрения вложения капитала и развития технологий. 

 

Ориентация на АТР в области розничной торговли

 

Хотя глава Atomico Зеннстрем предпочитает смотреть не на Китай, а на Турцию, это не соответствует всемирному тренду. Всеобщие взгляды прикованы к возвышающемуся Востоку. Особенно успех экономики в Европе измеряется объемом импорта продукции в Китай. Например, на долю сильнейшей европейской экономики Германии приходится 50% импорта всей европейской продукции в Китай. Если к таким гигантским государствам Азии, как Китай и Индия, добавить тихоокеанские страны, перед вами открывается гигантский рынок объемом 7 триллионов евро. 

Доля Турции на этом огромном рынке – всего 10 миллиардов долларов, причем цель на 2023 год состоит в том, чтобы этот показатель вышел на уровень 100 миллиардов. 22-23 сентября в Стамбуле состоится конференция, призванная обеспечить экспансию Турции на этом рынке-гиганте. 

Согласно сведениям, предоставленным главой Ассоциации торговых центров и розничных торговцев (AMBD) Мехметом Нане (Mehmet Nane), на впервые организуемую в Стамбуле конференцию, посвященную розничной торговле в АТР, прибывают компании, представляющие 5 триллионов евро. 

«Азиаты смотрят на Турцию как на дверь, которая ведет на Запад. А Запад нас рассматривает как дверь, открывающуюся на Восток. Поэтому спектр участников конференции в Стамбуле чрезвычайно широк», – отмечает Нане. 

В конференции примут участие 500 японских, 260 китайских, 210 корейских компаний. 

Внимание приковано к AEON – японской компании розничной торговли, стоимость которой оценивается в 50 миллиардов долларов, так как эта гигантская компания за один раз может купить продукцию на сумму 150 миллионов долларов. 

Капитал Совета по инвестициям правительства Сингапура – 200 миллиардов долларов. Смеясь, Мехмет Нане говорит: «Когда мы видим такие цифры, наши глаза становятся размером с блюдце». 

Разумеется, такой огромный рынок, представленный странами АТР, притягивает и наши бренды. Владелец Koton Йылмаз Йылмаз (Yılmaz Yılmaz) давно рассматривает возможность открытия магазинов в Сингапуре и Гонконге.