Может ли франкоязычная кинокартина иранского режиссера Асгара Фархади, снятая во Франции при финансировании еще одной страны, быть номинирована на получение «Оскара» за лучший иностранный фильм?

По сообщению иранского информагентства IRNA, за последнее время были высказаны разные точки зрения относительно того, какой именно фильм иранского производства лучше подходит для того, чтобы претендовать на получение столь высокой награды. Часть критиков, обсуждая возможность выдвижения последнего фильма Асгара Фархади, считают его продуктом зарубежного кинематографа. Аналогичная дискуссия уже имела место несколько лет тому назад, когда кинокритики обсуждали возможность номинирования на «Оскар» кинокартины Мехди Надери «Прощай, Багдад».

Иранский кинокритик Мохаммад Эбаи убежден, что картина «Прошлое» Асгара Фархади является единственным фильмом, способным составить конкуренцию иностранным кинолентам в борьбе за «Оскар». Отвечая на вопрос о том, что может ли этот фильм совместного производства Франции и Италии быть представлен на получение высшей американской кинопремии, Эбади сообщил: «Если брать за основу правовые нормы Евросоюза, определяющие государственную принадлежность кинокартины, то «Прошлое» не обладает достаточным количеством очков для того, чтобы считаться иранской картиной. Тем не менее, Американская академия киноискусств придерживается совсем других правил».

С тремя очками в отдельности за режиссуру, сценарий и исполнителя главной роли, по одному за операторскую съемку, озвучивание и актера второго плана картина «Прошлое» набрала 12 очков. Однако по правилам Евросоюза для того, чтобы считаться национальным достоянием, фильм должен иметь 15 очков. Несмотря на это, по уставу Американской академии киноискусства, для выдвижения иностранного фильма страна-заявитель должна всего лишь подтвердить, что основная часть работы над фильмом выполнена творческим коллективом ее граждан, а в отношении картины «Прошлое» этот факт не вызывает никаких сомнений.

Поэтому комитет, занимающийся отбором иранских кинофильмов для участия в конкурсе на получение «Оскара», свободен в своих действиях. Учитывая то, что гражданами Ирана являются режиссер, сценарист, два актера, исполняющие главную роль и роль второго плана, а также оператор и звукорежиссер, совершенно легко можно заявить основной состав творческого коллектива как преимущественно иранский. Поэтому, по правилам Академии, Ирану ничего не мешает заявить «Прошлое» для участия в конкурсе.

Другим важным моментом является то, что, несмотря на возможность номинировать этот фильм от имени Франции, его режиссер Асгар Фархади намерен подать заявку на участие именно от Ирана. Большой успех «Прошлого» на разных международных кинофестивалях за последние несколько месяцев, «Оскар» у самого Фархади за его предыдущий фильм «Развод Надера и Симин», а также тот факт, что дистрибьютором картины являются крупная американская компания Sony Pictures Classics, не оставляет никаких сомнений в том, что на получение Оскара нужно номинировать именно этот фильм.

В качестве другого примера подобного международного сотрудничества можно привести кинокартину «Любовь» Михаэля Ханеке. Из числа ее создателей только режиссер и один из продюсеров были австрийцами, большинство же творческого коллектива составляли французы. Тем не менее, австрийцы обошли своих партнеров и заявили этот фильм в Академии киноискусств от имени своей страны.

Али Мосаффа, актер, сыгравший одну из главных ролей в фильме «Прошлое», убежден, что чиновники из Министерства культуры просто обязаны использовать все преимущества этой картины и выдвинуть ее на получение «Оскара». «Конечно, есть и другие достойные фильмы, – признается он. – Однако я надеюсь, что обновленное руководство министерства, номинировав именно эту картину, получит всеобщую поддержку общественности».

Как заявил сопредседатель Sony Pictures Classics Майк Баркер, по мнению его компании и Академии киноискусств, только Иран имеет полное право подать заявку на участие этого фильма в борьбе за Оскар. В своем интервью и электронных сообщениях информагентству ISNA Баркер ответил на ряд вопросов по поводу новой картины Асгара Фархади и выразил надежду на ее большой успех. Комментируя выдвижение этого фильма на получение «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», он заявил: «Мы действительно рассчитываем на то, что Иран выдвинет фильм «Прошлое» для участия в конкурсе. Если это произойдет, скорее всего, картина выйдет в полуфинал, потому что Асгар Фархади считается признанным в мире кинорежиссером, а сам фильм был тепло встречен американскими зрителями. К тому же за все время награждения «Оскаром» многие режиссеры по несколько раз выдвигали свои картины. Сам Асгар Фархади признается во всем мире режиссером высочайшего уровня. Уважение, которым он пользуется среди американских деятелей киноискусства, позволяет ему не только в очередной раз номинировать свою работу, но и иметь высокие шансы на получение второго «Оскара».

Отвечая на вопрос касательно их предпочтения того, чтобы заявка на участие этого фильма в конкурсе была подана именно со стороны Ирана, Баркер отметил: «Наша компания и Американская академия киноискусств с самого начала считали, что номинировать этот фильм должен Иран. «Прошлое» – это уникальный фильм, который может представлять сразу две страны – Иран и Францию. Однако по той причине, что Асгар Фархади возглавлял работу над фильмом на всех этапах его создания и является, в первую очередь, иранским кинорежиссером, именно Ирану надлежит выдвигать картину на получение Оскара. В прошлом году мы имели опыт работы с фильмом «Любовь» Михаэля Ханеке, с которым сложилась похожая ситуация. Ханеке – выдающийся австрийский режиссер, но в его фильме снимались французские актеры, вся съемочная группа французской и сам фильм тоже был снят во Франции. Франция не подала заявку на этот фильм. Вместо нее это сделала Австрия и в прошлом году получила за него «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. «Любовь» стала вторым номинированным фильмом Михаэля Ханеке за три года (до этого он выдвигал картину «Белый бант»). Мы считаем, что на этот раз с Асгаром Фархади история может повториться. Следует также учесть один важный факт культурного плана. Дело в том, что эмоциональная наполненность этой драмы, воссозданная гением его создателя, коренится в специфическом восточно-иранском мировоззрении. Эта картина является еще одним творением мастера Фархади и несет в себе дух остальных шедевров гуманистического иранского кинематографа».

Стоит напомнить, что французская киноактриса Беренис Бежо, снявшаяся в фильме «Прошлое» в главной роли, получила в этом году главный приз на 66-м Каннском кинофестивале, а на Дурбанском международном кинофестивале в ЮАР картина получила награду за лучший сценарий. По сюжету фильма, Ахмад (Али Мосаффа) спустя четыре года после развода со своей женой-француженкой приезжает по ее просьбе в Париж, чтобы уладить все формальности. Во время своего пребывания во Франции, он узнает о серьезных проблемах Люси, дочери своей бывшей жены. Его попытки помочь ей раскрывают тайны прошлого …

Кроме Беренис Бежо (обладательницы «Золотой ветви» и премии «Сезар», номинантки на премии «Оскар» и «Золотой Глобус»), в фильме также снимались Тахер Рахим (обладатель премии «Сезар»), Полин Бюрле (бельгийская актриса, сыгравшая одну из ролей в фильме «Жизнь в розовом цвете»), Сабрина Уазани, Бабак Кярими и другие.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.