Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Изнасилование под танком: художник инициировал дискуссию о прошлом Гданьска

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Скульптура под названием «Komm Frau» появилась вечером 12 октября возле танка Т-34 на аллее Победы в Гданьске. реалистичная скульптура, которая изображает солдата в советской форме и со звездой на шлеме, нападающего на лежащую женщину. В одной руке солдат держит пистолет, направляя его в рот женщине, а другой тянет ее за волосы. Автор монумента — студент Ежи Богдан Шумчик.

Скульптура под названием «Komm Frau» появилась вечером 12 октября возле танка Т-34 на аллее Победы в Гданьске. Многие жители города считают, что танк навевает воспоминания о коммунизме, и хотят, чтобы он исчез с этого места (на таких машинах в 1945 году в Гданьск входила Красная Армия). Однако страсти вокруг танка утихли, когда рядом с ним появилась реалистичная скульптура, которая изображает солдата в советской форме и со звездой на шлеме, нападающего на лежащую женщину. В одной руке солдат держит пистолет, направляя его в рот женщине, а другой тянет ее за волосы. Автор монумента — 26-летний студент гданьской Академии изобразительных искусств Ежи Богдан Шумчик (Jerzy Bohdan Szumczyk).

Демонтирован из-за неоднозначного содержания

Неоднозначная скульптура была установлена незаконно: о том, что она появилась на алее Победы, в ночь с субботы на воскресенье сообщила полиции жительница Гданьска. Весящий 350 килограммов монумент был закрыт, а позже демонтирован и вывезен, по объяснениям полиции «по техническим соображениям и из-за возникшего резонанса». Художник был допрошен полицией, а материалы его дела были в понедельник переданы в районную прокуратуру Гданьск-Вжещ.

Мужчине может грозить обвинение по статье 256 УК «Публичная пропаганда фашистского или иного тоталитарного государственного режима, возбуждение ненависти по признакам национальности, расы, религиозной принадлежности либо по причине отсутствия религиозной принадлежности наказывается штрафом, ограничением свободы либо лишением свободы на срок до двух лет».

Читайте также: Памятникам - нет, могилам - да

«Такие истории были в нашей семье»

К обсуждению акции гданьского художника подключились тысячи интернет-пользователей. Многие полагают, что нелегальный памятник напоминает об имевших место трагедиях. «Такие истории были в нашей семье, которая провела всю войну в Варшаве, самые худшие воспоминания остались у них от русских и украинцев», — писала troyanka. «Нравится это кому-то или нет, таковы исторические факты. Хуже всего, что долгие годы нас учили в школах, какие русские чудесные и замечательные освободители, а наши бабушка и прабабушка ни единым словом не обмолвились о том кошмаре, чтобы не повредить нам, молодым. Что им довелось пережить, мы узнали только в 90-е». «Это жуткая тема».

Скульптурная композиция была создана в гданьской Академии изобразительных искусств, в мастерской известного скульптора Славоя Островского (Sławoj Ostrowski). «Мои наставники не высказывали претензий к этой работе, а я в определенный момент почувствовал, что должен переварить эту тему, — говорит Ежи Богдан Шумчик. — Меня самого пугает эта скульптура, а тема ужасает. Я сознательно изобразил солдата и женщину в такой эстетике, которая была принята в эпоху соцреализма. Я хотел, чтобы она перекликалась с тем стилем».

Сейчас монумент находится у полиции, а к художнику уже начали обращаться люди, которые хотели бы его купить. «Пока я не обращаю на это внимания, потому что не знаю, что будет со скульптурой дальше», — говорит Шумчик. Художник также признался, что именно он выступил инициатором акции, в ходе которой на воротах гданьской судоверфи надпись «имени Ленина» была закрыта эмблемой «Солидарности».

Академия изобразительных искусств отмежевалась от действий студента. «Современное искусство совершает разные, порой неоднозначные шаги, зачастую касаясь болезненных и тонких тем. Академия не ограничивает свободы выражения своих студентов и может лишь обращать их внимание на определенные вопросы. Между тем Ежи Богдан Шумчик представил данную конкретную работу в общественном месте на собственный страх и риск без ведома вуза», — говорится в официальном сообщении учебного заведения.

Также по теме: Двадцать лет без Красной Армии

Не преступил границу


Акцию с незаконной установкой скульптуры комментирует Кшиштоф Полковский (Krzysztof Polkowski) — декан факультета живописи гданьской Академии изобразительных искусств. «Это пример любопытного вторжения в пространство, вызвавшего бурные дискуссии. Самое интересное, что сам скульптор, пожалуй, не ожидал, насколько разными будут комментарии по поводу его работы. Я слежу за разворачивающимися на эту тему дискуссиями и, например, заметил, что монумент критикует феминистическое сообщество, которое считает, что такого рода эпатаж жестокостью и насилием в публичном месте недопустим. С другой стороны, заметно, насколько укоренился в нашем сознании весьма односторонний подход времен Польской Народной Республики. Часть комментаторов говорит, что мы должны быть благодарны советским войскам за освобождение Гданьска. На мой взгляд, скульптор не преступил границы свободы высказывания, а сознательно принял решение противопоставить себя действующему закону. И хотя монумент простоял всего несколько часов, своей цели он достиг».

Художник попал в больное место


Искусствовед Яцек Фридрих (Jacek Friedrich) обращает внимание на то, что скульптура студента из Гданьска напоминает о тех исторических темах, о которых многие поляки предпочитают забыть. «Эта страница истории осмыслена нами не до конца. Скульптура, разумеется, отсылает к гданьскому контексту, к немецким женщинам, которые подверглись насилию со стороны солдат Красной Армии, но ведь та же судьба встретила и тысячи польских женщин, которые жили в других городах. Мы поляки, лишь на первый взгляд, стоим в стороне от этой истории. Реакция на акцию свидетельствует о том, что художник попал в очень больное место. Вопрос увековечивания таких исторических моментов заслуживает серьезного обсуждения».

Какого эффекта добился художник провокацией? «Такого рода действия вписываются в современную модель функционирования искусства и в Польше, и в мире, — полагает Яцек Фридрих. — Художественные работы становятся мнением во многих важных публичных дискуссиях и спорах, они провоцируют, вторгаются, зачастую незаконно, в общественное пространство. Любопытно, что к таким стратегиям обращаются обычно левые художники, а на этот раз ей воспользовался человек, идентифицирующий себя с правыми взглядами».