Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Льоса: голоса тишины

© East News / Piotr WygodaМарио Варгас Льоса
Марио Варгас Льоса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это чудо, что Алексей Навальный все еще жив в стране, где журналистов, критикующих власть нового царя Владимира Путина, обычно убивают или отравляют, как это произошло с храброй Анной Политковской. Возможно, Навальный жив благодаря тому, что он начинал свою политическую карьеру как известный блогер, решительно разоблачая воров и коррупционеров, как в государственных, так и частных компаниях.

Хотя я не являюсь страстным  пользователем интернета, я признаю, что его появление дало толчок для расширения свободы слова в мире и нанесло почти смертельный удар по цензуре, которую авторитарные правительства устанавливают, чтобы контролировать информационное поле и препятствовать критике.

В этом меня лишний раз убедила Эмили Паркер, журналистка,  работавшая в The Wall Street Journal и The New York Times. В ближайшее время в  США будет опубликована ее книга, посвященная  тому, как появление веб-порталов и социальных сетей в Китае, на Кубе и в России привели к «информационной революции».

Книга Эмили Паркер называется: «Теперь я знаю, кто мои товарищи» (Now I Know Who My Comrades Are). Одна из глав книги – «Голоса из подпольного Интернета» (Voices from the Internet Underground), представляет собой документальный репортаж, который читается на одном дыхании, как приключенческая книга.

Эмили Паркер неплохо владеет китайским и испанским языками, лично знакома с известными блогерами. Она часто брала у них интервью. Сейчас блогеры с легкой непринужденностью общаются во «всемирной паутине», которая возродила надежду для сотен тысяч людей на проведение демократических изменений,  а также дала им возможность выйти из состояния апатии, пессимизма и страха, в котором они пребывали  раньше.

Давно я не читал такой интересной книги, призывающей к культуре и свободе. Не надо думать, что Эмили Паркер чрезмерно идеализирует своих  персонажей, представляя их как бескорыстных  героев, готовых пойти в тюрьму или даже погибнуть ради свободы.

Ничего подобного. Рядом с борцами за свободу и справедливость в  книге вы встретите и оппортунистов, и легкомысленных персонажей, а также искателей приключений и провокаторов, внедренных спецслужбами в демократические ряды.

Но все они, хотели ли того или нет, добились того, что власть была вынуждены отступить и ослабить тотальный контроль над информацией. Появилась  возможность доступа и получения информации, отличающейся от официальной пропаганды, а также распространения иной точки зрения. В воздухе стал витать новаторский  инакомыслящий молодой  дух, который постепенно изменял конформистское общественное настроение.

Если то, что пишет Эмили Паркер, соответствует действительности, а я верю, что это так, то получается, что «революция цифровых технологий» более всего преуспела в Китае. На Кубе это не видно в силу того, что здесь нет столь заметных изменений, как в других странах, и она больше тяготит к прошлому.

Россия, кажется,  трепыхается  в море неопределенности, и здесь может произойти все что угодно: или насильственный переход к большей свободе, или стремительный и болезненный откат в прошлое, к традиционному авторитаризму.

Одно из самых неожиданных умозаключений, которое можно сделать после  прочтения книги заключается в том, что «технологическая революция», которая стала возможной, благодаря интернету является не только сильным оружием в борьбе с  диктатурами, она дала также свободу слова простым гражданам. Право критики перестало быть прерогативой официальных органов власти. Различные социальные слои общества получили возможность выражать свою точку зрения  и критиковать государственные СМИ.

Возможно, что это приведет к определенной информационной анархии, а свобода слова будет постоянно подвергаться испытанию на прочность, способность к совершенствованию и дискуссии.

Талантливые и известные блогеры социальных сетей очень похожи на именитых и экстравагантных артистов с присущей им  манией величия и  честолюбия. Одна из заслуг Эмили Паркер заключается в том, что она смогла их показать не только как людей, постоянно сидящих у компьютера и посылающих сообщения своим невидимым единомышленникам и друзьям. Эмили Паркер сумела донести до читателя то, как ведут ее герои в домашней обстановке, в кафе, на политических акциях протеста, в местах, где они укрываются от преследования властей.

Книга полна и жизненного цвета, и многообразия плюрализма, где политика, культура, социальные и экономические проблемы представлены не как абстрактные, безжизненные понятия, а как человеческий организм с его важнейшими органами жизнеобеспечения. Такой подход позволяет лучше оценить достижения и неудачи героев книги.

Некоторые из персонажей книги Эмили Паркер остаются в нашей памяти точно так же, как главные герои романов Джозефа Конрада и Андре Мальро. Например,   известный китайский журналист и публицист Чжао Цзин (Zhao Jing) под творческим псевдонимом Майкл Анти (Michael Anti), кубинцы Ларитса Диверсент (Laritza Diversent), Рейнальдо Эскобар (Reinaldo Escobar) и Йоани Санчес  (Yoani Sánchez), россиянин Алесей Навальный. Они  показаны в книге как драматические персонажи, более похожие на вымышленных, чем реальных героев нашего времени.

Блогер Алексей Навальный стал известен всему миру благодаря превратностям судьбы. Вначале он получает тюремный срок, а затем  его освобождают, чтобы он смог  выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра  в Москве. На выборах он смог набрать в три раза больше голосов избирателей по сравнению с  результатами опроса общественного мнения (возможно даже больше официальных данных московского избиркома).

Это чудо, что Алексей Навальный  все еще жив в стране, где журналистов, критикующих власть нового царя Владимира Путина, обычно убивают или отравляют, как это произошло с храброй Анной Политковской.

Возможно,  Навальный жив благодаря тому, что он  начинал свою политическую карьеру как известный блогер, решительно разоблачая воров и коррупционеров, как в государственных, так и частных компаниях, призывая своих сторонников или акционеров защищать интересы  в рамках правового поля.

Навальный не только продолжает жить после того, как назвал правящую партию « Единая Россия — партией  жуликов и воров», но даже превратился в реальную политическую силу в Россию. По его призыву десятки тысяч людей выходили на улицы в знак протеста против действующей власти. Навальный получил известность и за рубежом. Он владеет несколькими иностранными  языками, свободно разбирается в различных проблемах и производит впечатление харизматичного и симпатичного лидера.

На страницах книги Навальный представлен как человек, превосходящий других диссидентов своей мягкостью и элегантностью. Вместе с тем невозможно  определить, где начинаются и где заканчиваются его амбиции, убеждения и принципы. Нет никакого сомнения в том, что он исключительно умный и храбрый человек.

Кто он? Демократ, защищающий свободы, или амбициозный популист, который, несмотря на риски и опасности, окружающие его, охвачен жаждой власти и  богатства?

Когда читаешь  книгу «Теперь я знаю, кто мои товарищи», то тебя не покидает чувство грусти из-за того, что понимаешь какой вред, нанес тоталитаризм Китаю, Кубе и России. Все положительное, что дал коммунистический режим этим странам, меркнет перед политическим, культурным и экономическим отставанием по сравнению с развитыми государствами. Коммунизм привел к тому, что они так и не научились использовать свои природные ресурсы для достижения прогресса и модернизации экономики, демократического сосуществования, поддержания законности и свободы.

Нет никаких сомнений в том, что предложенная коммунистическая модель развития общества нежизнеспособна, она мертва, но потребуется немало времени и самопожертвования для полного отказа от нее.

Книга Эмили Паркер демонстрирует читателю, какую неоценимую услугу сыграл интернет в грандиозных преобразованиях социальной системы и власти в современном мире.

Марио Варгас Льоса — лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года.