В настоящее время Индия является крупнейшим импортером оружия в мире, и есть все основания полагать, что в ближайшие годы и даже десятилетия ситуация вряд ли изменится. Традиционно Индия больше остальных стран закупала российское вооружение, и костяк ее воздушных, морских и сухопутных сил составляет именно образцы военной промышленности России. Несмотря на то, что Нью-Дели всегда был готов закупать оружие у западных стран, его интерес к российским аналогам все также остается достаточно высоким. В прошлом Индия, конечно, закупала некоторые модели военной техники у Франции и Великобритании, в частности, военные самолеты Mirage 2000, Jaguar, Sea Harrier и Havoc, а также противотанковые ракеты Milan и некоторые виды военных кораблей. В этом году с Францией был даже заключен контракт сумму 20 миллиардов долларов на покупку многоцелевых истребителей Rafale, поставка которых продолжается до сих пор. Тем не менее, Россия занимает особое место на индийском рынке вооружений. Российские истребители МиГ-21 и МиГ-27, которые эксплуатируются уже несколько десятилетий, состоят на вооружении национальных ВВС вместе с Су-30, число которых планируется довести до 270, и МиГ-29К (палубным аналогом МиГ-29 для индийских авианосцев). Вертолеты «Ми» и «Ка», самолеты «Ту» и «Ил», танки Т-72 и Т-90, разные виды броневиков и их запчастей, противотанковые ракеты, зенитное вооружение, катера, миноносцы и подлодки – все это Россия щедро поставляла в Индию. Не стали исключением атомные субмарины и авианосцы. Было даже запущено производство целого ряда крылатых ракет и их комплектующих, а также истребителей-бомбардировщиков, оснащенных стелс-технологией снижения заметности. Речь идет о пятом поколении этих машин, именуемых также перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) и известных под названием Т-50.

Являясь главным производителем вооружения для Нью-Дели, Москва играет ключевую роль не только в военных поставках, но и в передаче соответствующих технологий. Однако с окончанием холодной войны, когда проявилось стремление Вашингтона к улучшению отношений с Нью-Дели, а позиции Пакистана в регионе пошатнулись, экономическая и политическая мощь Индии в мире возросла, и США стали рассматривать эту страну как серьезный противовес все увеличивающемуся влиянию Китая. Довольно скоро американо-индийские отношения развернулись и в военной сфере. Так, последние несколько лет Индия активно добивается поставок американского оружия. Хотя основная часть военного импорта в эту страну все также ввозится из России, Франции, Израиля и Великобритании, неутолимый аппетит Индии настолько велик, что некоторые военнопромышленные компании США тоже сумели получить большую прибыль от заключения с ней сделок на поставку вооружения.

Вертолет Ми-28Н ("Ночной охотник")

Читайте также: Россия - Здравствуй, оружие

Замена российского вооружения на американское


Моментом, упущенным из внимания правительством России и ее оружейными корпорациями, является то, что Индия, приступив к военному сотрудничеству с Соединенными Штатами, проигнорировала российские компании и их продукцию, а то и вовсе не брала их в расчет. Проведя торги на поставку военной техники, в которых одержали победу производители из США, Индия приступила к замене российского вооружения на американское. Конечно, эта замена дорого обойдется для Нью-Дели, но он с готовностью идет на это и лишает Москву значительной части ее поступлений от торговли оружием. В последние годы Россия уступила Соединенным Штатам большую долю индийского рынка вооружений. В качестве доказательства этой точки зрения приводим следующие факты.

1. Боевые Apache вытеснили Ми-28


Индия намеревалась заменить имеющиеся у нее старые российские боевые вертолеты Ми-24 на 22 новые машины. Выбирая между разными моделями, Индия отдала предпочтение не предложенным Россией Ми-28 и Ка-52, а вертолетам американского производства Apache. Общая сумма договора на поставку 22 таких машин приблизительно оценивается в 1,5 миллиарда долларов.

2. Транспортные Chinook предпочли Ми-26


Индийское руководство решило приобрести новые тяжелые транспортные вертолеты вместо российских Ми-26. Данная модель является самой большой в мире, и можно сказать, что по своим летным качествам и цене гораздо превосходит американские Chinook. Именно вертолет Ми-26 однажды смог доставить несколько пострадавших в горах Афганистана вертолетов Chinook на ремонтную базу. Тем не менее, как это ни удивительно, Индия разместила заказ на приобретение 15 вертолетов этой американской модели на сумму почти один миллиард долларов.

3. Противолодочные Ту-142 уступили P-8


Долгое время индийский флот имел на вооружении противолодочные самолеты Ту-142 (специальный аналог тактического бомбардировщика Ту-95). Несмотря на это, Индия заказала у американских разработчиков 12 противолодочных P-8 и таким образом вместе с самими Соединенными штатами стала первой страной использования этих самолетов. Сумма контракта как минимум оценивается в три миллиарда долларов. Возможно, в будущем Индия закажет еще 12 машин данной модели.

4. Победа транспортных C-130 над Ан-24


Также по теме: Россия и Индия - новые горизонты стратегического партнерства в XXI веке


Значительную часть индийского транспортного флота для линий средней протяженности составляли российские самолеты Ан-24, однако Индия решила найти им замену. Россия надеялась, что Индия закупит новые модели ее транспортных самолетов, однако та предпочла российским аналогам более дорогие американские, заказав 12 машин модели С-130 J, известных как Super Hercules, на сумму больше чем 2,1 миллиарда долларов.

5. Военно-транспортные С-17 Globemaster одержали верх над Ил-76

Можно сказать, что несколько прошедших десятилетий российский Ил-76 был «звездой» военной транспортной авиации России. Индия закупила много машин этой модели для собственного флота. Тем не менее, несмотря на все преимущества Ил-76 и его последней модификации Ил-476, Индия, заключив с США дорогостоящий контракт на покупку десяти военно-транспортных самолетов С-17 общей стоимостью 4,1 миллиарда долларов, продемонстрировала свое намерение приобретать как можно больше военной техники именно американского производства.

Российско-белорусские стратегические учения "Запад-2013"

6. Триумф тактического военно-транспортного Gulfstream-3

Закупив три самолета Gulfstream-3, оснащенных специальным морским наблюдательным радаром и инерциальной системой навигации, индийские военно-воздушные силы получили на вооружение новейшие самолеты-разведчики. Более точные сведения о данном контракте между Индией и США держатся в секрете.

7. Stinger против «Иглы»


Несмотря на то, что Индия закупила когда-то большое количество российских переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-1» (по классификации НАТО SA-16 Gimlet), сейчас она отказалась продолжать сотрудничество по данному направлению. Вместо этого Нью-Дели решил приобрести 245 единиц ПЗРК Stinger и некоторое количество зарядов к нему, воздержавшись, таким образом, от вооружения своей армии новыми и более дешевыми по сравнению с американскими модификациями российского аналога «Игла» (SA-18 Grouse) и «Игла-С» (SA-24 Grinch).

8. Проект «Теджас»

Новейший индийский истребитель «Теджас», производство которого сейчас находится на начальной стадии, планируется оснастить двигателями американской компании General Electric. Всего на вооружение индийской армии должно поступить как минимум 220 единиц самолетов этой модели.

Читайте также:
«БраМос» - одно из соглашений, подписанных Путиным в Индии

Взгляд в будущее: Россия и военное сотрудничество Индии и США


Россия упустила большую экономическую выгоду от активности США на индийском рынке вооружений. Об этом говорит общая сумма военных контрактов, заключенных между американцами и индийцами. Не считая проекта «Теджас», за последние пять лет Индия закупила у Соединенных Штатов вооружений на сумму 12 миллиардов долларов. России еще повезло, что в этот список не вошло более серьезное вооружение, поставки которого приносят большую прибыль. Речь идет об истребителях-бомбардировщиках, военных кораблях и подводных лодках, ракетных системах противовоздушной обороны, танках и бронемашинах. Индия, конечно, приступила к покупке бывших в употреблении американских военных кораблей, однако их число все же невелико. Учитывая все перечисленные факты, стоит отметить, что России необходимо серьезно обеспокоится о своей дальнейшей роли на индийском рынке. Скорее всего, Индия не согласится приобрести у России МиГ-35 и Су-35, если учесть жесткую конкуренцию со стороны французских Rafale и будущих индийских истребителей «Теджас». Через пять лет Индия обновит свой воздушный парк, состоящий из 140 самолетов МиГ-21 и 100 МиГ-27, заменив их на Rafale и «Теджас». Старые МиГ-29, Mirage 2000 и Jaguar также будут списаны через каких-то десять лет. Вместо этих 260 самолетов российские военно-промышленные компании будут активно предлагать собственную продукцию. Хотя 140 машин Су-30 и более сотни Су-50, вероятнее всего, и будут закуплены, усилия России по сохранению монополии над индийским рынком вооружения столкнутся с серьезными препятствиями. Напомним, что России не удалось продать Индии зенитноракетный комплекс Бук-М1-2 (SA-17 Grizzly по классификации НАТО), потому что предпочтение отдали израильскому ЗРК Spider. Также была остановлена программа поставок большого числа российских танков Т-90 по причине начала производства в Индии собственной модели данного вида техники «Арджун». Несмотря на все эти поражения, на индийском рынке вооружений российские разработчики все же смогут выдерживать конкуренцию со стороны французских, израильских и британских
компаний, хотя соперничать в этом деле с американцами будет крайне непросто. Индия уже сейчас производит у себя запчасти для самолетов F-18E/F Super Hornet, находящихся на вооружении американских ВВС. Соединенные Штаты, в свою очередь, делают Индии весьма заманчивые предложения касательно военно-технического сотрудничества. Конечно,  Россия может по меньшей мере еще десятилетие удерживать в руках значительную часть индийского рынка вооружений, однако ущерб в размере 12 миллиардов долларов, нанесенный ей из-за конкуренции со стороны США, должен заставить о многом задуматься.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.