Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Варгас Льоса, Хосе Мария Аснар и испанский национализм

© East News / eyevine/Felix ClayМарио Варгас Льоса
Марио Варгас Льоса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса критикует народное движение Каталонии, выступающее за право самим решать вопрос о выходе из состава государства. При этом он в День Испанского Духа 12 октября празднует истребление коренного индейского населения Латинской Америки, но это проявление национализма господин Льоса никогда не критиковал, а наоборот всячески поддерживал.

Писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса (Mario Vargas Llosa) 22 сентября нынешнего года опубликовал в газете El País статью «Право решать» (El derecho a decidir), в которой подвергает критике народное движение Каталонии, выступающее за право самим решать вопрос о выходе из состава государства. При этом он отмечает, что своими корнями это движение уходит в каталонский национализм, основывающийся, «как и любой национализм, на расизме и ксенофобии». Варгас Льоса пишет, что данное движение, «как любое националистическое движение, может остановить развитие страны и ввергнуть ее в обскурантизм…, и это вполне может произойти в Испании, если позволить каталонскому национализму и дальше набирать силу». И на основании этого делает вывод о том, что «с ним нужно вести решительную борьбу». 

Учитывая то, что подобный взгляд на каталонский национализм достаточно распространен среди либеральных и консервативных кругов испанского правящего класса в Мадриде, считающих политически вредным для Испании национализмом любое стремление к национальной самобытности (будь то Каталония, Страна Басков или Галисия), этот вопрос необходимо прояснить и дать на него ответ.

В первую очередь, откровенный национализм заложен уже в самом принципе разделения существующих в Испании партий на испанские и противостоящие им националистические, поскольку навязывает критерий испанского национализма всем остальным. Он предполагает такой взгляд на Испанию (свойственный этому национализму), который исключает возможность другой Испании, кроме той, которая объединяет несколько национальных государств в единое государство.

Этот подход был навязан в 1936 путчистами, утверждавшими, что борются с сепаратистами. При этом они забывали, что большинство их противников не требовали отделения, а просто имели другой взгляд на Испанию, считая ее страной, где проживают различные народы, стремящиеся поддерживать братские отношения.

С помощью Гитлера и Муссолини победила точка зрения исключительности, и долгое время она преобладала в истории Испании. И именно этот национализм является наиболее распространенным и агрессивным в Испании. Он – идейный наследник кастильского империализма (именно поэтому на официальном уровне испанский язык называется кастильским), имевшим и имеющим под собой ярко выраженную расистскую основу. 

В течение многих лет в День Испанского Духа (12 de octubre) празднуют истребление коренного индейского населения Латинской Америки, но это проявление национализма господин Льоса никогда не критиковал, а даже наоборот – всячески поддерживал.

Марио Варгас Льоса, перуанский писатель и политик, внедрял в сознание людей «цивилизаторскую миссию» Матери-Родины, но только матери для испанцев, которые даже после того, как стали жить независимой от нее жизнью, способствовали этому геноциду. Бездушие писателя по отношению к судьбе индейцев хорошо известно в Перу и во всей Латинской Америке. Что это как не национализм, да еще и с расистским душком!

В Испании колониальные завоевания считают предметом национальной гордости и самобытности. Как я уже указывал выше, в 1936 году путчисты (выступившие против демократически избранного правительства) грубо навязали всей стране свой испанский национализм.

А Конституция Испании, принятая в обстановке господства последователей франкизма, узаконила этот испанский национализм в статье, где говорится о «неделимости Испанского государства, единой родины всех испанцев», закрепив за военными (ни более и не менее) роль хранителей этого единства. Теми самыми военными, которые в 1936 году успешно совершили государственный переворот. Каждый год в День Испанского Духа проходит военный парад, которым командует гарант священного единства Родины – король, одетый в военную форму.

Наряду с этим господствующим национализмом существуют другие проявления национализма, требующие, как в случае Каталонии, мобилизации культурных, языковых и исторических ресурсов. Этот национализм не имеет ничего общего с национальностями и народностями, поскольку состав населения Каталонии весьма неоднороден. Будучи страной иммигрантов, она может легко утратить свою самобытность, если не будет ее отстаивать. Именно этим объясняется необходимость того, что средством межнационального общения в Каталонии должен быть ее родной язык, то есть, каталонский, не принижая при этом значения испанского, который также обогащает культуры Каталонии. Будучи человеком правых взглядов, крайним либералом в вопросах экономики и ярым защитником испанского национализма (о чем он сам, возможно, и не подозревает), Варгас Льоса считает каталонский неким провинциальным, второразрядным языком по отношению к испанскому. И не видит в этом ничего плохого. Национализм, угнетающий других, подобен расизму. А его апологеты даже этого не замечают.

У кого с еще большей силой проявляется испанский национализм, так это у бывшего председателя правительства Аснара. С полной серьезностью и категоричностью он только что заявил (хотя до этого уже тысячу раз повторял), что националистические проявления разрушают Испанию, не подумав о том, что именно его испанский национализм как раз и разрушает страну. Этот господин не видит ничего унизительного в своем плане (он много раз о нем говорил, когда был председателем правительства) транспортной системы Испании с центром в Мадриде, от которого пойдут радиальные ветки в провинции. Таким образом, из столицы королевства до любой провинциальной столицы можно будет добраться не более, чем за четыре часа. Он не способен понять, что это испанское государство воспринимается миллионами испанцев как инструмент угнетения именно в силу его концепции Испании. Аснар провоцирует сепаратистские настроения в Каталонии, поскольку воплощение в его лице испанского государства делает его малопривлекательным для большинства населения Каталонии. Понятно, почему все больше каталонцев считают, что это государство – результат непродуманных реформ, в котором господствующие позиции занимают последователи диктатуры — таковым не является. 

Бывая в различных уголках Испании, я вижу, что все больше испанцев приходят к такому же выводу: это государство не представляет их интересы и государством как таковым не является. На всей территории страны возникают движения, отрицающие это государство, управляемое последователями диктатуры. Возникает новое сотрудничество, которое может стать основой для новой Каталонии и новой Испании.

За все время истории Испании ее народы никогда не ощущали такого единства, как в период борьбы с фашизмом, за создание новой страны. Именно тогда Компанис (Companys), президент Каталонии, воскликнул: «Мадрид, Каталония любит тебя!» На площади Св. Хауме (Sant Jaume) сейчас проходят демонстрации с требованиями предоставления независимости, в которых принимают участие испанцы и каталонцы, живущие и работающие в Каталонии. Все они сыты по горло не Испанией и ее народами, а испанским государством, которое всех нас угнетает, по обе стороны реки Эбро (Ebro).

Лозунг «государство нас не представляет» можно услышать в любом месте Испании. Но испанский правящий класс, засевший в Мадриде, так и не может этого понять, поскольку защищает свои привилегии. Он ошибочно истолковывает происходящее в Каталонии, как происки каталонских правых, хотя в действительности они уже отошли на второй план под напором истинно народного общественно-политического движения.

И этому способствуют такие, как Варгас Льоса и Аснар, чьи заявления широко тиражируются послушной прессой. El Triangle, один из каталонских журналов острой политической направленности, назвал их «отцами каталонской родины». Если и дальше двигаться по этому пути, то дни нынешней Испании сочтены. Они не понимают, что сколько бы армейских частей ни находилось в их распоряжении, как бы ни была подогнана под них Конституция, если большинство населения Каталонии захочет само решать свое будущее, это непременно произойдет, создав огромную напряженность, которой можно было бы избежать, следуя более демократичным и цивилизованным принципам, чем те, что исповедуют двое вышеупомянутых лиц. Остается лишь надеяться, что одновременно с рождением новой Каталонии возникнет и новая Испания, которая, следуя республиканским традициям, будет выстраивать отношения с ней на основе братства и солидарности.

 

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

#5 Referee 

22/10/2013 10:23

Экономические анализы г-на. Наварро великолепны, но в этой статье я наблюдаю серьезное противоречие. Периферийный национализм представлен справедливым, зато испанскому нет оправдания. Не понимаю, почему одни обладают нравственным превосходством над другими, тем более, что всем уже очевидно, что Каталония (раньше то же самое происходило в Стране Басков) просто-напросто добивается увеличения бюджетных ассигнований. Именно эту цель преследует столь «страстное стремление к свободе». С другой стороны, если говорить о языке (который иногда «возрождался» совершенно искусственным образом), то я не вижу, чем таким особенным каталонцы, баски и галисийцы отличаются от астурийцев, жителей Канарских островов, Андалузии или Мадрида. 

#11 Ecocharly 

22/10/2013 11:11

К сожалению, я не согласен почти со всей Вашей статьей, а на одном абзаце хотел бы остановиться отдельно. В нем утверждается, что путчисты в 1936 году жестоким образом навязали испанский национализм. Но, судя по тому, что Вы пишете далее, этот самый национализм они навязали только баскам и каталонцам. Свой режим они навязали огнем и мечом всей стране. Достаточно вспомнить количество убитых в Эстремадуре и Андалузии.

#32 Urquhart 

22/10/2013 12:50

Действительно, существуют периферийный национализм и центральный (неважно, как его называть). Верно также и то, что оба исходят из классовых и расистских предпосылок. Часто мы не понимаем друг друга потому, что не знаем друг друга. Здесь, в Мадриде, нам следует быть более терпимыми и менее предвзятыми. Хотелось бы, чтобы и в Каталонии происходило то же самое. Я только что вернулся из Каталонии, где провел какое-то время. Люди там вполне нормальные, но ими манипулируют политические институты. Каталония мне очень понравилась. Она работает, динамично развивается. И вот какая мысль пришла мне в голову. Время для независимости Каталонии наступило сейчас, в этом десятилетии, через 40-50 лет это уже будет невозможно. Понимаю также и обеспокоенность судьбой каталонского языка потому, что через 40-50 лет на нем мало кто будет говорить.

#77 vetbuzo 

23/10/2013 07:15

Добрый день, господин Наварро, я очень люблю читать Ваши статьи и разделяю большинство Ваших взглядов, поражаясь порой Вашей прозорливости, но сейчас хотел бы сделать небольшое уточнение. Каталония страной не является. Ее можно рассматривать в качестве государственного образования в социальном, но не в политическом смысле. Это автономная область, как и прочие автономные области Испании, но не страна. Лучше употреблять правильные термины потому, что, сами того не желая, мы можем добиться того же результата, что испанские правые: вместо объединения на основе братских чувств разных народов, проживающих в нашей стране, спровоцировать их разделение. Нас больше объединяет, чем разделяет. Мы все принадлежим одной стране, поскольку у нас общая история.