Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бедность мешает родителям выполнять разного рода обязанности, в том числе заботиться о своих детях. А те проблемы развития, с которыми дети сталкиваются в семьях, где взрослые постоянно живут в состоянии стресса, могут оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь. Такую зависимость ученые смогли отследить на уровне мозговой деятельности.

Бедность оказывает на людей такое влияние, силу которого мы начинаем осознавать только сейчас. В августе мы уже писали о результатах нового провокационного исследования, авторы которого обнаружили, что бедность ложится бременем на мозг человека. Она отнимает у людей столько умственной энергии - они растрачивают эту энергию на попытки справиться с финансовыми трудностями, с разрывом между расходами и доходами, с недостатком ресурсов, что у бедных людей остается слишком мало когнитивных ресурсов для того, чтобы преуспевать на работе, в образовании и воспитании детей. Жизнь в условиях бедности отнимает у вас примерно 13 пунктов вашего IQ, пока вы безуспешно пытаетесь решить свои проблемы. Такое состояние сравнимо с состоянием хронического недосыпания. 

Результаты этого исследования позволяют понять, какое влияние бедность оказывает на человека в тот момент, когда человек живет в условиях бедности. Представьте себе женщину, которая пытается выполнить одно несложное задание (к примеру, приготовить обед), и при этом все ее мысли заняты совершенно другим (поиском способов вовремя оплатить аренду). Однако ученые также подозревают, что негативное влияние бедности со временем накапливается. Если люди живут в бедности на протяжении многих лет, или даже поколений, то ее воздействие становится гораздо более заметными. Если ваше детство прошло в бедности, это обязательно отразится на вас во взрослой жизни.

Недавно в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты нового исследования, посвященного долгосрочному воздействию бедности на мозг человека. Выводы авторов этой работы стали весьма ценным дополнением к выводам, сделанным учеными ранее. В ходе этого нового исследования ученые из Иллинойского университета в Чикаго, а также Мичиганского и Денверского университетов на протяжении длительного периода времени вели наблюдение за детьми - начиная с 9 лет и до момента достижения ими 20 с небольшим лет.

Те участники эксперимента, которые провели детство и юность в бедности, позже демонстрировали ослабление функций мозга – эту особенность ученые могли в буквальном смысле увидеть в ходе функциональной МРТ, задача которой заключалась в исследовании функций миндалевидного тела и префронтальной коры. Дети, которые жили в бедности в возрасте 9 лет, в возрасте 24 лет демонстрировали повышенную активность миндалевидного тела и сниженную активность в префронтальной коре в ходе эксперимента, во время которого их просили контролировать эмоции при просмотре серии фотографий с изображениями негативных образов. Этот эксперимент имеет довольно большое значение, поскольку эти два отдела мозга играют ключевую роль в том, как мы определяем для себя угрозы, контролируем свои эмоции и справляемся со стрессом.

Людям, которые в детстве жили в бедности, гораздо сложнее контролировать свои эмоции во взрослой жизни (независимо от размеров их доходов в возрасте 24 лет). Точно такие же модели «дисрегуляции» функций мозга наблюдаются у людей, страдающих депрессией, тревожными расстройствами, агрессивностью и посттравматическими стрессовыми расстройствами. 

В ходе этого долгосрочного исследования, в котором приняли участие 49 белых детей из семей с различным уровнем доходов, дети из бедных семей испытывали на себе воздействие хронических источников стресса, таких как насилие и семейные неурядицы, а также неблагоприятные жилищные условия. Подобные стрессогенные факторы, по мнению ученых, в состоянии помочь объяснить связь между доходным статусом в детстве и тем, насколько хорошо работает мозг человека в зрелом возрасте. Они пишут, что эта теория согласуется с идеей о том, что «опыт жизни в бедности в раннем возрасте прочно внедряется в организм человека, определяя траекторию его развития на протяжении всей жизни».

Коротко говоря, бедность мешает родителям выполнять разного рода обязанности, в том числе заботиться о своих детях. А те проблемы развития, с которыми дети сталкиваются в семьях, где взрослые постоянно живут в состоянии стресса, могут оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.