Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что значит быть лучшим учителем?

Объединенные Арабские Эмираты объявили конкурс на лучшего учителя в мире, победителю которого достанется миллион долларов. В целом речь идет о бесполезном проекте, поскольку выделенные средства следовало бы направить не на красочное шоу, а на переосмысление существующих образовательных систем.

© Фото : Fotolia, Maridav Задача по арифметике
Задача по арифметике
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фонд Varkey Gems и шейх Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум начинают конкурс за звание лучшего преподавателя в мире. Каждая страна сможет выставить на него своих кандидатов, которых будет оценивать международное жюри. Но как можно стать лучшим учителем в мире? Каким вообще должен быть хороший учитель?

Atlantico: Фонд Varkey Gems и шейх Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум начинают конкурс за звание лучшего преподавателя в мире. Каждая страна сможет выставить на него своих кандидатов, которых будет оценивать международное жюри. Но как можно стать лучшим учителем в мире? Каким вообще должен быть хороший учитель?

Натали Антон:
Большой проект и столь же большой вопрос! Не знаю, какие точно «объективные» критерии могут приниматься во внимание при выборе «лучшего учителя в мире», потому что здесь в первую очередь все отводится субъективному восприятию... Как всем нам известно, то, чего ждут от «хорошего» учителя, варьируется в зависимости от образовательного контекста (педагогическая направленность учреждения, социокультурный профиль учеников, состав классов), учебного уровня (начальная или средняя школа, университеты) и мнения о конкретном преподавателе (у учеников, родителей, коллег, руководства). Нужно ли нам расхваливать достижения педагога, который смог утихомирить особенно буйный класс, но все же не достиг вместе с ним поставленных академических задач? Или того, кто смог помочь небольшой группе учеников поступить в престижные вузы? Того, кто позволил продвинуться вперед даже самым неуспевающим? Того, чьи классы получают лучшие отметки на экзаменах? Того, кто внушал к себе страх, но все же, как признают все без исключения несколько лет спустя, смог привить правильные методы работы?

Поэтому нам нужно критически относиться ко всем этим критериям отбора и помнить, что даже «лучший учитель в мире» может столкнуться с сильнейшими трудностями, если окажется в удаленном и неблагополучном учреждении, руководство которого не будет оказывать ему особой поддержки.

Как бы то ни было, мне кажется, все согласны с тем фактом, что компетентность преподавателя во многом зависит от полного педагогического образования, которое включает в себя не только хорошие знания по его дисциплине, но и методики обучения групп самых разных людей (дифференцированная педагогика позволяет всем ученикам в классе добиться успехов в учебе, а методы проведения занятий должны включать в себя понятия справедливости, равенства и уважения, что очень важно для психологии детей и подростков).

Имеющиеся знания, разумеется, обогащаются в постоянном взаимодействии с классом во время занятий и складывающихся отношений с учениками. Далее нужно принимать во внимание общение с коллегами и руководством, и в частности дополнительные образовательные курсы.

— Ценность преподавателя растет со стажем и, следовательно, развивается в долгосрочной перспективе?

— Как и в любой профессии, полученный со временем опыт формирует некую добавленную стоимость, которая позволяет с одной стороны расширить понимание рамок работы и своих собеседников, а с другой стороны — отточить навыки по анализу и разрешению возникающих в ходе работы ситуаций. Если преподаватель уже не первый год работает в одном учреждении, то в начале нового учебного года у него куда меньше шансов потерять равновесие, чем у новичка: он уже знает часть учеников, может подготовить подходящие для их уровня занятия, способен предугадать их реакцию и знает, к кому обратиться в случае той или иной необходимости.

Под страхом первого сентября


Тем не менее, стоит отметить, что если начинающий педагог получил всестороннее и качественное образование, в его распоряжении уже есть все необходимые навыки для успешной работы. Хочу также добавить, что утомительные и рутинные условия работы могут наложить свой отпечаток на старожилов так, что динамизм и оптимизм молодого коллеги могут стать поистине неоценимы как для учеников, так и для других учителей.

Я бы сказала, что ключевую роль здесь играет скорее не стаж, а постоянное обучение и работа в команде. Именно они позволяют укрепить и расширить навыки человека. Так, например, в последнее время в образовательной среде все большую роль начинают играть новые технологии, работать с которыми молодым преподавателям зачастую проще, чем пожилым. Поэтому более возрастным педагогам нужно учиться, чтобы приобрести недостающий им навык.

— Что важнее для хорошего учителя, знания или личные качества?

— Разумеется, очень важно и то, и другое! Представьте себе, как может повлиять садист или параноик на целое поколение учеников! Тем не менее, у нас придают слишком большое внимание некой таинственной «ауре», так называемому «призванию», «врожденному авторитету» учителей... Ничего подобного не услышать, когда речь заходит, например, об инженерах или пилотах.

Как и в любой другой профессии, образование играет здесь главную роль. Так, по реформе 2011 года, для допуска к конкурсу на сертификат преподавателя вам потребуется как минимум диплом магистра. Это говорит о том, насколько сейчас высоки требования в профессиональном образовании.

— Хороший учитель выделяется своей манерой преподавания? Или же она предопределена традициями в образовании каждой из стран? Есть ли у одних государств преимущества над другими?

— Обычно мы повторяем известные нам модели. Если я училась в системе, где учитель объясняет урок сидящим за партами ученикам, которые делают записи, а затем решают практические задачи на основе представленного им материала, то, став преподавателем, я буду стремиться воспроизвести такую модель, тем более что в мои годы она прекрасно сработала!

Я вот уже два года работаю в США и должна сказать, что таким вещам, как, например, поддержка учеников на пути к успеху, общению и устным объяснениям на занятиях и внешкольной деятельности, отводится гораздо больше времени, чем во Франции. Кроме того, у нас без конца поют дифирамбы финской школьной системе, которая вот уже не первый год стоит во главе рейтинга Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Но опять-таки, качество это модели во многом полагается на масштабы вложений в изначальную и дополнительную подготовку преподавателей, которая позволяет им обогатить свои знания и усвоить разнообразные педагогические подходы.

— Есть ли у Франции шансы в таком конкурсе? Может ли будущий «лучший учитель в мире» быть французом?

— Ну, разумеется! Отбор во французском образовании очень суров, а в учебных заведениях работают множество ответственных и динамичных педагогов, которые всегда стремятся к благополучию своих учеников, стремятся увлечь их учебой и привести их к успеху.

Однако в любом случае, этот конкурс должен стать поводом задуматься о различных образовательных системах, а не работающих в них людях. Вместо того, чтобы выбирать лучшего учителя, следовало бы подчеркнуть достоинства образовательной системы, которая позволяет всем своим преподавателям стать лучшими педагогами. И даже если победа все же достанется французскому учителю, системе образования Франции, несмотря на множество ее положительных качеств, еще предстоит проделать долгий путь.

Натали Антон, преподаватель с 13-летним стажем.