Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы покупаем меньше машин, меньше ездим – и приобретаем меньше бензина

Многочисленные данные говорят о том, что, хотя американская любовь к машинам и не угасла, но вступила в новую фазу

© REUTERS / Lucas JacksonВесна в Нью-Йорке
Весна в Нью-Йорке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ученый из Мичиганского университета провел серию исследований и сделал на их основе вывод о том, что в США эпоха «пика автомобилей» уже миновала. В этом году Сайвак для начала изучил вопрос с регистрацией автомашин и определил, что количество зарегистрированных автомобилей на душу населения сократилось, причем такая тенденция наблюдается уже некоторое время.

До «Властелина колец» и «Истории игрушек» ему далеко, но Майкл Сайвак (Michael Sivak) из Мичиганского университета провел серию исследований и сделал на их основе вывод о том, что в США эпоха «пика автомобилей» уже миновала.

В этом году Сайвак для начала изучил вопрос с регистрацией автомашин и определил, что количество зарегистрированных автомобилей на душу населения сократилось, причем такая тенденция наблюдается уже некоторое время. Потом он подсчитал километраж и тоже сделал вывод, что в расчете на душу населения люди стали ездить меньше. Сделав заключение о том, что у нас стало меньше машин на душу населения, и что мы меньше ездим на этих машинах, Сайвак предположил, что продажи бензина и дизтоплива на заправках должны уменьшиться. Проштудировав последние статистические данные Федерального управления автомобильных дорог, он выяснил, что так и есть.

«Вывод, – пишет он для пущей ясности жирным шрифтом, – состоит в том, что у нас стало меньше легковых автомобилей, которые мы водим, что мы меньше на них ездим, и что мы потребляем меньше топлива». Такие же тенденции предшествовали Великой рецессии, а если сопоставить их с другими симптомами в обществе, например, с тем, что сейчас молодежь реже получает водительские удостоверения, то у нас появляется масса указаний на то, что произошли некие фундаментальные перемены, и что это не просто искусственный признак Великой рецессии.

Для вашего сведения: легковым автомобилем считается машина для пассажиров, полноприводной внедорожник, пикап или минивэн. Все эти цифры по автомобилям, находящимся в личной собственности, рассчитываются на душу населения. Поскольку численность населения в США растет, некоторые абсолютные цифры не всегда дают правильную картину – даже при увеличении абсолютных показателей долевые показатели могут снижаться. (Для информации: продажи новых машин в этом году пока растут, а продажи подержанных автомобилей снижаются.)

Так что же насчет рецессии с ее неотъемлемым треугольником из высокого уровня безработицы, прекращения роста зарплат и дорогого бензина? Кого и что только не винили и не хвалили за это: и сокращение выбросов углерода, и сокращение рождаемости. Но с укреплением экономики такое сокращение наверняка остановится. А как же автомашины?

Дело в том, что тенденция к понижению уже вступила в свои права. Сайвак показывает, что пиковым годом по каждому из этих трех показателей стал год перед кризисом. Что касается числа машин на человека, на водителя с удостоверением и на семью, то пик по этим показателями пришелся на период между 2001 и 2006 годами. По километражу на человека, на водителя, на семью и на машину пик был достигнут в 2004-м году. А по израсходованному топливу – в 2003-м и 2004-м. На самом деле, так мало бензина и дизтоплива в расчете на единицу мы не потребляли с 1984-го года, когда научно-исследовательский институт транспорта при Мичиганском университете начал проводить такого рода анализ.

Поскольку показатели снижались еще до начала трудных времен, Сайвак заявляет, что в период рецессии эта тенденция просто усилилась, но не была ею порождена. Интуиция подсказывает (по крайней мере, мне), что люди, наконец, осознали реальность: топливо стало дороже, хотя и не так, как в Европе. Оно еще может немного подешеветь, но по-настоящему дешевым не будет уже никогда (и таким дешевым, как в Венесуэле, оно не станет уж точно).

Поэтому потребление топлива сократилось больше всего по сравнению с  пиковыми показателями. Это сокращение составило 13-17%, в то время как километраж уменьшился на 5-9%. Очевидная причина тому – повышение топливной эффективности, что вызвано как мерами правительства, так и более высокими ценами. Сайвак считает (и не он один), что возврата к пику потребления на душу населения 2004-го года уже не будет (в том году коммерческие и частные легковые автомобили потребили почти 139 миллиардов галлонов). Например, если американцы начнут избавляться от своих лишних Camry, внедорожников и F-150, чаще пользуясь другими машинами, километраж и потребление топлива в расчете на автомобиль вырастут.

А вот последние оценки Сайвака по годовому расходу топлива: 398 галлонов на человека, 585 галлонов на одного водителя, 1033 галлона на семью, 530 галлонов на зарегистрированный автомобиль.

Стоит проследить за тем, как изменится ситуация по этим и другим показателям. Например, Агентство по защите окружающей среды объявило сегодня, что в будущем году намерено снизить требования по производству возобновляемого топлива. Федеральные правила устанавливают, сколько биотоплива надо производить, а не какова должна быть его доля в общем объеме. А поскольку сейчас надо меньше бензина, говорит Агентство по защите окружающей среды, нам либо понадобится меньше биотоплива, либо придется увеличить долю своего рода бензиновых суррогатов в общем объеме топлива. Пока решено, что надо производить меньше биотоплива, оставив долю этанолового компонента на уровне примерно в 10%.

Конечно, в реальной жизни все не так просто и определенно. Похоже, эти вечные мальчики для битья – нефтяные компании – хотят сократить использование возобновляемого топлива. А поскольку это нефтяные компании, то конечно, им надо пойти навстречу. Правда, многие экологи хотят сократить производство этанола из кукурузы, так как биотопливо из кукурузы, в отличие от более приемлемого топлива на основе целлюлозы и биомассы, производится так, что это наносит вред окружающей среде.

Производители кукурузы и производители этанола вполне естественно с недовольством смотрят на такие сокращения. Конечно, они исходят из своих интересов, но также и из интересов американцев («при таких правилах американские водители и американские фермеры оказываются в проигрыше, а ведущие нефтедобытчики в выигрыше»). Это довольно странно, но ведущие нефтедобытчики тоже исходят из интересов американцев, требуя более серьезных сокращений, чем планирует Агентство по защите окружающей среды («агентство сделало шаг в правильном направлении, но оно должно делать больше, чтобы у американцев была возможность покупать бензин без этанола»).

Американцы, тем временем, голосуют ногами, по крайней мере, правой ногой. Они убирают ее с педали газа.