Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как способы передвижения влияют на ваш «образ города»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отличие от статичных и точных линий в атласе, наш ментальный образ города является фрагментарным и гибким: он представляет собой коллаж из улиц, ориентиров и маршрутов, определяемый нашими собственными уникальными воспоминаниями и передвижениями. Другими словами, то, как мы взаимодействуем с городом, определяет наше его восприятие.

Все мы выстраиваем когнитивные карты тех мест, которые мы считаем своим домом. Этот «образ города», как его назвал Кевин Линч (Kevin Lynch) в своей одноименной книге 1960 года, помогает нам интерпретировать наше окружение и руководит нашими действиями. В отличие от статичных и точных линий в атласе, наш ментальный образ города является фрагментарным и гибким: он представляет собой коллаж из улиц, ориентиров и маршрутов, определяемый нашими собственными уникальными воспоминаниями и передвижениями.

Другими словами, то, как мы взаимодействуем с городом, определяет наше его восприятие. Это можно особенно наглядно увидеть, когда речь заходит о способах передвижения, которые мы выбираем. Как показывают исследования, водители такси, к примеру, обладают гораздо большим объемом пространственных знаний, чем пешеходы, которые полагаются на Google Maps. Само понятие дома в городе отчасти определяется тем, как человек по нему передвигается: пассажир общественного транспорта живет рядом со станцией, а обычный водитель — прямо за тем поворотом.

Пару лет назад ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под руководством Эндрю Мондшайна (Andrew Mondschein) провели эксперимент, чтобы понять, как привычные способы передвижения влияют на наши когнитивные карты. На выходе из крупного торгового центра, расположенного недалеко от Центра транзитных перевозок Роза-Паркс (Rosa Parks Transit Center) на юге Лос-Анджелеса, они спрашивали людей, как те обычно передвигаются по городу. Затем они предлагали участникам опроса ответить на несколько вопросов, направленных на определение общего уровня пространственных знаний и, таким образом, качества личных когнитивных карт этих людей.

Мондшайн и его коллеги обнаружили, что самые детальные ментальные карты были характерны для «когнитивно активных» путешественников, то есть для людей, которые передвигались по городу пешком или за рулем автомобиля (или на велосипеде) и, таким образом, должны были следить за окружающей обстановкой. Наименее детальные ментальные карты были характерны для «когнитивно пассивных» путешественников, то есть, в первую очередь, для тех, кто передвигается по городу на пассажирском сиденье автомобилей и может наблюдать или не наблюдать за окружающей обстановкой по собственному желанию. Пассажиры общественного транспорта, которые должны быть очень внимательны на начальном и конечном этапах своих поездок, продемонстрировали смешанную картину.

(Мондшайн и его коллеги опубликовали результаты своих исследований в новом номере журнала Access, издаваемого Центром транспорта Калифорнийского университета, однако более ранние их публикации появлялись в других изданиях в 2007 и 2010 годах.)

В ходе одного из опросов, к примеру, исследователи спрашивали жителей Лос-Анджелеса, насколько далеко они находятся от здания городской администрации. Расстояние от торгового центра до городской администрации составляет примерно 14,5 километра на автомобиле или 16 километров на городском транспорте. Ответы активных путешественников оказались гораздо более точными по сравнению с ответами пассивных путешественников. В ходе самого первого эксперимента, результаты которого были опубликованы в 2007 году, активные путешественники ответили, что это расстояние составляет примерно 17,5 километра, люди, обычно передвигающиеся на общественном транспорте, посчитали, что это расстояние составляет 27 километров, а в случае с пассажирами автомобилей эта цифра в среднем составила 41 километр.

Другие тесты с определением местонахождения показали сходные результаты. Когда людей спрашивали о том, какое из двух мест находится к ним ближе, активные путешественники отвечали правильно гораздо чаще, чем пассивные путешественники и люди, привыкшие пользоваться общественным транспортом. Сам выбор способов передвижения по городу в определенном смысле улучшал или ухудшал качество их когнитивной карты.

Чтобы понять, чем отличались эти ментальные карты, Мондшайн и его коллеги просили участников опроса описать месторасположение их домов и мест работы. Активные путешественники, как правило, использовали в своих описаниях названия улиц — это является признаком довольно точных когнитивных карт. Пассивные путешественники зачастую опирались на те или иные ориентиры, особенно в описании местонахождения их домов. Таким образом, их ментальные карты, очевидно, являются гораздо менее детальными. 

Таким образом, то, как человек передвигается по городу, оказывает влияние на его восприятие этого города. В своей статье, опубликованной в журнале Access, ученые предупреждают о том, что пассивные путешественники могут упустить массу возможностей из-за несовершенства их когнитивных карт, однако у пассивных путешествий есть свои преимущества (люди, к примеру, могут завершить в пути свои дела). Определения «хорошо-плохо» здесь неприменимы: это не повесть о двух городах, это история о вашем собственном городе.