Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эволюция нашей кошкомании

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не будучи кошатницей, я уже давно сбита с толку таким положением дел, когда миллионы и миллионы людей во всем мире делят свой дом с этими странными (а также чудесными и вроде бы милыми) созданиями. Как такое могло случиться? Археологи уже долгое время ищут первые доказательства таких взаимоотношений между людьми и кошками.

Зачем люди держат кошек?

Не будучи кошатницей, я уже давно сбита с толку таким положением дел, когда миллионы и миллионы людей во всем мире делят свой дом с этими странными (а также чудесными и вроде бы милыми) созданиями. Как такое могло случиться?

Археологи уже долгое время ищут первые доказательства таких взаимоотношений между людьми и кошками. Они нашли дикую кошку, похороненную рядом с человеком на Кипре около 9 500 лет тому назад. Такая близость захоронений может свидетельствовать о том, что какие-то отношения между двумя видами в то время существовали. А от древнего Египта остались картины, которым примерно 4 000 лет. Там нарисованы кошки, часто сидящие под креслами у женщин.

Но эти разрозненные фрагменты истории мало что говорят нам о том, как сблизились люди и кошки, преодолев межвидовой разлом.

Но в понедельник в Proceedings of the National Academy of Sciences (Труды Национальной академии наук США) были опубликованы новые данные археологических раскопок в Китае, которые впервые показали нам цепочку событий, приведших к близости между человеком и кошкой.

История эта началась с сельского хозяйства. Примерно 5280-5560 лет тому назад в регионе Шаньси в центре Китая бурно развивалось сельское хозяйство. «Это было ранее, но не первое сельскохозяйственное производство в Китае, — заявила The Atlantic соавтор доклада Фиона Маршалл (Fiona B. Marshall) из университета Вашингтона. — Это было то время, когда сельское хозяйство возникло по-настоящему, когда оно стало успешным».

В то время у китайцев были маленькие деревни, были скопления домов, кладбища и места совместного пользования. Они держали свиней и собак, и выращивали зерновые культуры. В основном это было просо, а также небольшое количество риса, который люди хранили в глиняных сосудах.

Но у этих первых крестьян была и крупная проблема: грызуны. Археологи обнаружили в деревне Цюаньхуцунь древнюю мышиную нору, которая вела прямо в яму для хранения зерна. На найденной в деревне керамической посуде есть углы и гладкие поверхности, говорящие о том, что древние земледельцы пытались защитить свои припасы от вороватых хомяков. Кости грызунов, найденные на месте раскопок, свидетельствуют о том, что они питались просом. «Понятно, что эти грызуны поедали крестьянское зерно», — сказала Маршалл.

Но в битве с грызунами у китайских крестьян были помощники: кошки.

В зерновых ямах на месте раскопок археологи нашли кости восьми кошек. Посмотрев на изотопы этих костей, ученые нашли следы того, чем эти кошки питались. Вы, конечно, уже поняли, что кушали они тех грызунов, которые кушали крестьянское зерно.

Маршалл объяснила мне следующее: «У растений в разных местах существуют разные способы фотосинтеза. Если место жаркое, ближе к тропикам, то они чаще применяют так называемый С4-фотосинтез, а если климат там холоднее, то используется С3-фотосинтез. Там, где находится деревня Цюаньхуцунь, растения используют С3-фотосинтез. Тамошние олени явно питались растениями именно с таким типом фотосинтеза. Но люди, свиньи и собаки — все они ели растения с С4-фотосинтезом, а С4 используется в просе, которое было завезено в этот регион. Поэтому у проса был свой собственный способ фотосинтеза, своя характерная черта». У грызунов и кошек тоже были обнаружены следы С4. а это указывает на цепочку просо-грызун-кошка.

А потом кошку приручили и сделали домашней любимицей. Крестьяне наверняка быстро сообразили, насколько это полезно — держать кошек поблизости, и из-за этого они старались поддерживать кошачью популяцию. «Во-первых, они не убивали кошек, а во-вторых, всячески им помогали — позволяли оставаться в тепле и кормили, — сказала Маршалл. — Но к сожалению, данных об этом этапе процесса чрезвычайно мало. Есть одна-единственная подсказка: среди костей были найдены зубы, принадлежавшие очень старой кошке, а это говорит о том, что в той среде она как минимум чувствовала себя неплохо».

Маршалл заявляет, что это «ужасно интересные находки», потому что раньше ученые никогда не сталкивались со столь древними свидетельствами того, каким путем дикая кошка переступила порог человеческого жилья.

«Археологическими средствами очень трудно выяснить, какие именно взаимоотношения привели к одомашниванию, — сказала она. — Обычно мы находим либо время, либо место. Были предположения, что современные привычки у кошек выработались благодаря их привязанности к первым земледельцам, но наверняка этого не знал никто. А это показывает нам, что, да, у древних кошек в древних крестьянских деревнях была еда, и что кошки выручали крестьян, поедая грызунов, в связи с чем отношения стали взаимовыгодными».

Как объяснила Маршалл, археологам очень трудно найти кошек, отчасти из-за того, что люди ими обычно не питались. «В древних домах и деревнях главное, что мы находим, это мусор. Но кошек в этом мусоре просто нет», — сказала она. Найти кошачьи кости в Китае было полной неожиданностью, поскольку существующие находки указывают на ранних кошек в Египте и в восточном Средиземноморье. Далее, современная генетика показала, что сегодняшние домашние кошки находятся в самой близкой родственной связи с ближневосточными дикими кошками, а не с какими-то другими. Ученые продолжают изучать ДНК кошачьих костей из Шаньси, пытаясь определить, есть ли какая-нибудь связь, скажем, через ранние трансазиатские торговые пути, между этими древними кошками и нашими привычными домашними любимцами.

Есть такая родственная связь или нет, но Маршалл согласна с тем, что вся эта цепочка событий, от сельского хозяйства к грызунам, затем к кошкам, а затем к домашним любимцам является настолько самопроизвольной, настолько спонтанной, что есть смысл предположить наличие таких цепочек во многих местах и в разные временные промежутки, если там присутствуют сельское хозяйство и дикие кошки. «Наверное, так оно происходило везде», — сказала мне Маршалл.

Поскольку приручение кошек стало реакцией на развитие сельского хозяйства, домашние кошки являются созданием гораздо более позднего времени, нежели домашние собаки, которые впервые появились у охотников и собирателей, что было намного раньше возникновения сельского хозяйства. Скорее всего, диких волков привлекало мясо животных, на которых охотились люди, а затем «люди обнаружили, что они приносят пользу, подавая сигнал тревоги и помогая во время охоты». Это могло случиться 10 000 или даже 20 000 лет тому назад, говорит Маршалл.

Но что касается кошек, то этот процесс одомашнивания ученые называют симбиотическим. В отличие от коров и овец, которые были дикими, и человек на них охотился, прежде чем приручить, собаки и кошки вступили во взаимовыгодные отношения с человеком через еду. В этом процессе не было ничего преднамеренного, никто из людей не пытался приручить кошку или собаку, чтобы сделать из нее домашнего любимца. Нет, это была цепная реакция, начатая человеческой практикой. Одно вело к другому, а результатом стали наши любимые домашние питомцы.

Так может, одомашнивание является в определенном смысле делом естественным? По словам Маршалл, в современном представлении об одомашнивании усложняется картина резкой разграничительной линии между прирученными и дикими животными. «Идея одомашнивания происходит из представлений 19-го века, — заявила она. — В то время Дарвин думал о животноводстве викторианской эпохи, и мысли у него могли быть примерно такие: берем самца, берем самку, интенсивно их спариваем, и очень преднамеренно меняем это животное.

Но с кошками и собаками все было иначе. Есть реакция животного на человека, и есть реакция человека на животное. Есть взаимоотношения, строящиеся на еде. В этих взаимоотношениях оба вида — человек и кошка — реагируют и со временем приспосабливаются друг к другу.

В результате возникает система, в которой «люди все меняют», сказала Маршалл. «Но отчасти такие действия являются преднамеренными, а отчасти нет».

Мне, по крайней мере, это очень знакомо.