В прошлом году можно было наблюдать настоящий бум торговли дешевым бензином, который привозили из Калининградской области в баках автомобилей. Множество польских семей в приграничных районах начало зарабатывать себе этим бизнесом на жизнь. У торговцев появились свои постоянные покупатели как на месте, так и в отдаленном на 80 километров Ольштыне.

Торговля процветала

Движение на границе стало настолько интенсивным, что таможня усилила контроль над людьми, посещающими Калининградскую область, и ввела ограничения: в течение месяца поляки могут пересечь границу максимум 10 раз, вернувшись с полным баком. При каждом следующем пересечении границы водитель, везущий большое количество топлива, должен заплатить налог 2,5 злотых за литр (около 25 руб., — прим.пер.). Таким образом российский бензин становится таким же дорогим, как на польских автозаправках, а, следовательно, торговать им становится невыгодно.

Помимо частых проверок и ограничений бензиновые «челноки» не жаловались на отсутствие спроса. Торговля процветала. Их доходы, правда, несколько уменьшились, но не настолько, чтобы полностью отказаться от этого бизнеса. Весь прошлый год цена бензина и дизельного топлива в Польше оставалась выше 5,5 злотых за литр (55 руб., — прим.пер.). Поэтому на дешевое (в среднем по 4,5 злотых за литр) российское горючее покупателей хватало. Многие пользуются этой возможностью даже в Ольштыне, в чем мы убедились несколько месяцев назад при подготовке репортажа на тему приграничной торговли для Gazeta Wyborcza. Состав покупателей пестрый: от безработных до сотрудников университета

Нефть дорожает, нефть дешевеет

Как несколько дней назад писало ольштынское приложение к Gazeta Wyborcza, ситуация на топливном рынке начала меняться осенью 2013. На мировых рынках снизились цены на нефть, одновременно произошло падение доллара. В результате на польских автозаправках топливо стало стоить меньше 5,50 злотых за литр (55 руб., — прим.пер.). В Ольштыне бензин можно уже купить за 5,30 (53 руб.).

Торговцы российским бензином не впадали в панику, хотя начинало расти беспокойство: если в Польше удержится низкий уровень цен, количество их клиентов сократится. Пока ничего подобного не произошло. Однако переломным в этом смысле может стать 2014 год, поскольку в отличие от Польши в Калининградской области цены растут.

«По моим наблюдениям, после Нового года литр дизельного топлива подорожал в среднем на один рубль, теперь мне приходится платить за него в зависимости от заправки — 33-34 рубля, — рассказал Gazeta Wyborcza человек, торгующий горючим в Кентшинском повяте. — Точно так же подорожал бензин, который стоит сейчас от 34 до 34,5 рублей за литр».

Опасения

Таким образом в пересчете на злотые российский бензин стоит сейчас около 3,5 злотых, а не так давно цены начинались с 28-30 рублей. Между тем не все торговцы в Варминско-Мазурском воеводстве решились поднять цены, продолжая продавать топливо по 4,5 злотых (45 руб., — прим.пер.) за литр. «Я продаю по прежней цене, потому что пока это повышение уравновешивается падением курса рубля», — рассказывает бизнесмен из Ольштына.

Тем не менее наши собеседники говорят о растущих опасениях: «Если российское топливо продолжит в этом году дорожать, а у нас — дешеветь, этот бизнес станет невыгодным, потому что никто, пожалуй, не решится спуститься ниже нынешней цены. Кроме того появляется информация, что в некоторых местах Польши даже легальный бензин стоит уже меньше 5 злотых за литр (50 руб., — прим.пер.). Если эти цены станут обычными и у нас, никто не захочет пользоваться нашими услугами. Тогда нам придется свернуть бизнес».

Сигареты тоже дорожают

После Нового года «челноки» начали терять также на торговле сигаретами. «Блок из десяти пачек подорожал с 270 до 340 рублей, поэтому некоторые мои знакомые подняли цену на пачку с 5 до 5,5 злотых (55 руб., — прим.пер.), — рассказывает один из торговцев. — Но когда я сам говорю о повышении цены моим клиентам, они начинают качать головой. Поэтому даже на сигаретах стало же невозможно заработать столько, сколько в прошлом году».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.