В Бернском Оберланде туристы из России пока еще играют совсем небольшую роль, в то время как бумажники россиян представляют собой большую ценность.

В отелях в Бернском Оберланде рубль не в ходу. По крайней мере, он там не так распространен, как в других туристических местах в Швейцарии. В хит-параде туристических мест, в которые стремятся русские, приходится долго искать те, что расположены в Бернском Оберланде. 

1. Цюрих (2012 год: 89254 ночей)

2. Женева (88281)

3. Церматт (38369)

4. Санкт-Моритц (32247)

5. Монтрё (22879)

6. Лозанна (20467)

7. Бад-Гарац (16498)

8. Люцерн (13604)

9. Лугано (12853)

10. Базель (12822)

11. Берн (12633)

12. Лейкербад (11119)

13. Опфикон (10984)

14. Мейрин (8204)

15. Давос (7290)

16. Бане (6661)

И, наконец, на 17 месте мы находим Гринденвальд (6344), далее Интерлакен (5703), Занен (4850) и где-то совсем далеко — Лаутербруннен (1536). В число первых 50-ти не входит даже Тун. Там русские практически не встречаются. Похожим образом выглядит и региональный рейтинг. Лидирует Цюрих (117389 ночей), далее идут Женева, Вале, Ваадт, Грубюнден, Люцерн и Бернский Оберланд, где российские туристы в 2012 году провели в отелях в общей сложности 25410 ночей. Далее в списке расположились Тесин и Восточная Швейцария. 

 

Пик достигнут в 2008 году

 

Кто решит более подробно ознакомиться со статистическими данными, непременно остановит свой взгляд на 2008 году, когда в гостиницах в Бернском Оберланде туристов из России было больше, чем в какой-то другой год. Интересно, что после 2008 года их число начало снижаться, а других регионах Швейцарии, наоборот, наблюдался рост, за исключением Вале и Граубюндена.

Что же произошло после 2008 года? Дать однозначный ответ довольно трудно. В отношении Гриндельвальда ответить на него попытался маркетолог Филипп Спролл (Philippe Sproll). «До 2007 года в плане маркетинга было предпринято больше мер, чем в следующий период, потом инвестиции упали». Раньше представители туристической отрасли Гриндельвальда часто ездили на отраслевые выставки в России, встречались с российскими коллегами, приглашали российские СМИ в Оберланд. Но после 2008 года активность упала, и все действия сводятся только к организации мероприятия Jungfrau invites, которое проходит раз в два года при участии компании Железная дорога «Юнгфрау» и туристической компании Интерлакена TOI.

 

В Гштааде скучно

 

Но падению и без того невысоких показателей есть и другие причины. «Безусловно, со снятием ограничений по сохранению банковской тайны мы потеряли русских», — говорит Штефан Медер (Stephan JJ. Maeder), президент Cоюза отельеров Оберланда и директор отеля Carlton-Europe в Интерлакене. Вместе с тем, доля бронирований напрямую через интернет значительно возросла. 

«Многие потенциальные клиенты из России нашего ценового сегмента считают Гштаад слишком спокойным местом, где некуда выйти», — говорит Штефани Криш (Stefanie Krisch) из отеля Hotel Palace в Гштааде. Дорогому курорту не хватает новых мест, которые привлекли бы туристов. В зимнем сезоне 2009/2010 доля российских туристов в этом отеле составила 7,7%, а в 2012/2013 году снизилась до 4,9. В этом сезоне улучшения показателей не предвидится. «Но мы стремимся к тому, чтобы число российских туристов вновь возросло», — говорит Криш. При этом в области продаж и PR оказывается поддержка со стороны одного московского агентства, в том числе, это касается отеля Grand Hotel в Интерлакене. 

 

Обещают поддержку

 

Этот и другие отели вскоре начнут получать поддержку основанной в 2012 году компании BE! Tourismus AG. В соответствии с новой стратегией директор компании Гарри Джон (Harry John) с этого года будет уделять особое внимание рынкам России, США и Бразилии, а начиная со следующего года — рынкам Среднего Востока. 

Компания TOI будет принимать участие в отдельных отраслевых мероприятиях, в том числе в феврале в Москве и Екатеринбурге, в сентябре в Москве и Санкт-Петербурге, говорит пресс-секретарь компании Беттина Бенд (Bettina Bhend). TOI возлагает большие надежды на сотрудничество с BE! Tourismus и Schweiz Tourismus. С ростом доли среднего класса на рынке все еще присутствует потенциал.

 

Высокая рыночная стоимость

 

Но тот, кто в своих оценках обращает внимание только на количество ночей, проведенных в отеле, оставляет без внимания и другие, не менее важные показатели. «Глупее всего было бы оценивать туристический успех по количеству ночей», — говорит Юрг Кирххофер (Jürg Kirchhofer), владелец одноименной сети магазинов бижутерии. В его магазинах в Интерлакене, Гриндельвальде, на горе Юнгфрауйох и в Бриенце русские по объему продаж стоят на четвертом месте. «И тенденция растет», — говорит Кирххофер. И чтобы клиенты чувствовали себя более комфортно, его компания наняла десять русских сотрудниц. Активнее всего здесь продаются часы, намного больше, чем украшения — причем вне зависимости от времени года.

Руководитель компании Железная дорога «Юнгфрау» Урс Кесслер (Urs Kessler) сожалеет, что российский рынок стагнирует. В конце 90-х годов он сам вступался за Россию и говорил о стране как о рынке будущего. Но и теперь он все еще уверен, что, по крайней мере, в зимнем сезоне есть потенциал. «Гости из России для всего региона создают высокую рыночную стоимость». Начиная с тренеров по горным лыжам и заканчивая шопингом, потому что у русских страсть к шопингу стоит на первом месте, в отличие от экскурсионных поездок, например. Так, доля российских туристов, посетивших гору Юнгфрауйох, составляет около 1%. Кесслер уверен, что необходимо предпринимать совместные усилия с регионом, чтобы привлечь российских туристов.

 

Не любят приключений

 

Но есть отрасли, которые практически ничего не выигрывают от высокой рыночной стоимости, например, компании по организации разного рода туристических и спортивных поездок. Фабиан фон Моос (Fabian von Moos) из компании Outdoor Interlaken AG говорит, что летом у них совсем немного клиентов из Восточной Европы. Зимой благодаря аренде горнолыжного и сноубордного оборудования, их немного больше, но все равно недостаточно. Нам бы хотелось больше русских клиентов, потому что они больше любят спорт, чем азиаты, говорит Фон Моос. Он выразил точку зрения, которой придерживаются многие представители туристической отрасли — «Российский рынок пока не в центре внимания. Но мы к нему прицеливаемся».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.