Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На медийном фронте без перемен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В мире СМИ мало что изменилось с XIX века. Есть как те, кто бесстрашно пишет обо всем, что знает, так и те, кто рассуждает: «главное — чтобы не закрылась газета, в которой я работаю, и меня не лишили заработка». Есть и те, кто ничего не видит, не слышит и занимается «журналистикой без выхода за рамки дозволенного». Полной свободы печати тоже нет.

Профессор факультета коммуникации Стамбульского университета Белкыс Улусой Налджиоглу (Belkıs Ulusoy Nalcıoğlu) в работе под названием «Рождение оппозиционной печати в Османской империи» приводит интересные сведения, связанные с историей турецкой прессы.

Самет Алтынташ: Почему в Османской империи журналистика возникает так поздно?

Белкыс Улусой Налджиоглу: Существует множество причин. Первая — в сравнении с Западом в Османской империи было гораздо меньше читателей и литераторов. Например, по оценкам Зии-паши в 1860-х годах число читателей в империи не превышает 2%, по другим сведениям — эта цифра еще меньше. Другие причины — низкий уровень индустриализации, экономические условия, то есть на книги нет ни денег, ни времени.

— В вашей работе рассматриваются периоды правления Махмуда II и Абдул-Хамида II. Что представляет собой газета того времени?

— Газета рассматривается издателями как инструмент образования. По мнению Шинаси, это идейный орган, который воспитывает, образовывает народ; согласно Эбуззии Тевфик, это средство, которое оказывает особое влияние на развитие цивилизации. У всех публицистов этого периода доминирует мысль о том, что пресса повышает образовательный уровень невежественного народа.

— Народ следит за газетными выпусками?

— Поначалу нет. Целевая аудитория журналистов — госслужащие высшего уровня. Газеты апеллируют к классу военнослужащих, улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим.пер.). До выхода в свет газеты «Терджуман-и ахваль» ситуация не меняется.

— А что происходит потом?

— Затем начинают обращать внимание не только на содержание, но и на форму газеты. В изданиях «Джериде-и Хавадис» и «Таквим-и векаи» появляются новая манера и стиль. Шинаси по-прежнему выпускает газету в виде двух колонок, при этом увеличивается кегль и расстояние между строками. Самая близкая современной газете форма наблюдается в издании, выпускаемом Агахом Эфенди и Ибрахимом Шинаси.

— Когда происходит первое закрытие газеты?

— «Терджуман-и ахваль» стала первым изданием, которое было закрыто. Его прикрыли после одной статьи Зии-паши, спустя восемь месяцев с момента создания. В своей статье Зия-паша дает скептическую оценку образовательной сфере. «Народ безграмотен. Причина — недостаточное внимание к содержанию образования, отсутствие необходимых материальных условий в образовательных учреждениях», — отмечает он. Публицист также приводит интересный пример: «Поставьте перед учащимися атлас и спросите, где находится Османская империя. Он не сможет показать нужное место на карте. Где провинции, где начинаются и заканчиваются границы, какие народы проживают в империи?» Далее писатель отмечает: это происходит потому, что на государственные посты назначаются выпускники такой системы образования. В результате в течение двух недель газета не издается, затем она снова начинает свою жизнь.

— В Османской империи журналистов выдворяли из страны...

— Автор редакционных статей газеты «Мухбир» Али Суави был изгнан в Кастамону. Публицисты Намык Кемаль и Зия-паша были вынуждены покинуть страну. В период правления султана Абдул-Азиза, в 1864 году, выходит «кодекс печати», в котором присутствуют существенные ограничения. В частности, отмечается: все, что направлено против падишаха, представителей династии, визирей и назиров (то же, что министр — прим.пер.), не может быть написано или нарисовано. В противном случае применялись наказания: денежный штраф, тюремное заключение и прочие санкции.

— Как это, на самом деле, похоже на то, что происходит сегодня...

— Тогда практика была мягче. По крайней мере, непременно проводилось судебное разбирательство. Правда, в 1867 году выходит «указ Али», подготовленный великим визирем Али-паши, где было сказано: «Газеты могут быть закрыты по решению руководства страны на определенный или неопределенный срок».

— Каким было влияние стамбульской прессы на общественное мнение?

— После издания «указа Али» стамбульская пресса подвергается давлению. А именно, выражать мнение, не совпадающее с официальной точкой зрения государства, оказывается запрещено. Предпринимаются попытки преодолеть этот запрет с помощью юмора. Наглядный пример демонстрирует газета «Истикбал» под редакцией Теодора Касапа, которая начинает выпускаться в августе 1875 года. «Улицы Стамбула представляют собой море грязи... чтобы попытаться пройти по этим улицам, нужно быть эквилибристом», — пишет газета. Народ любит юмор. И поэтому государство рассматривает юмор в качестве потенциальной опасности.

— В отношении журналистики звучали и негативные оценки...

— «Нейлоновая пресса» (понятие, употребляемое для обозначения периодического издания, содержащего в основном рекламу и объявления — прим.пер.), о которой мы говорим сегодня, существовала и в тот период. Почти в каждом доме происходит презентация газеты, появляются подписчики, но после второго выпуска это уже совсем другое издание. И сегодня есть похожие примеры. Например, что делает подавляющее большинство современных газет? Они нанимают небольшое количество репортеров, которые на страницы газеты помещают то, что публикуется на сайтах новостных агентств, таких как AA и Cihan Haber Ajansı. Любопытно, что, как и сегодня, в османский период издавались в том числе газеты с переводами новостей из иностранной периодики. Кроме того, некоторые газеты публиковали новостные материалы по специальным письмам государственных служащих.

— Берут ли журналисты взятки?

— Берут, конечно. Есть газеты, созданные исключительно для этих целей. Очень многие занятые в медиа-секторе люди, получая привилегии, после издания одного-двух номеров спешат на рынок. Под «рынком» же подразумеваются банкиры, производители, торговцы, партийные лидеры.

— Возможна ли журналистика без выхода за рамки дозволенного?

— Возможна, если пишешь то, что велит писать государство. Тогда не встретишь ни одной оппозиционной назирам, то есть министрам, статьи. Например, владелец газеты «Мухбир» Филип Эфенди. Представьте, как если бы сегодня это был медиа-магнат. Поговаривают, что он начал работать в СМИ в страстном желании заработать. Утверждается даже, что он не отличался литературной грамотностью. Эфенди однажды обратился к своим сотрудникам: «Из-за того, что вы пишете, меня вызывают на допросы, которые длятся часами. Я сыт по горло. Не нужно заходить слишком далеко ни с вашей похвалой, ни с вашей руганью. Иначе потом проблемы возникают у меня». Его арестовывают, освобождают под залог. И даже однажды, когда у него с собой вдруг не оказывается денег, он отдает свои наручные часы.

— Ваша работа охватывает 1828-1878 годы. При взгляде на сегодняшний день что вы можете сказать о журналистике?

— На самом деле, мало что изменилось с тех пор. Есть как те, кто бесстрашно пишет обо всем, что знает, так и те, кто рассуждает: «главное — чтобы не закрылась газета, в которой я работаю, и меня не лишили заработка». Есть и те, кто ничего не видит, не слышит и занимается «журналистикой без выхода за рамки дозволенного». Свобода печати сегодня также ограничена. Да, возможно, на сегодняшний день в законе о прессе нет наказания в виде тюремного заключения, однако лишением свободы в Уголовном кодексе Турции карается преступление, связанное с «нанесением оскорбления посредством СМИ». Что это значит? «Оскорбления» в законе о прессе нет, но в Уголовном кодексе есть, и, если хотите, наказание все равно вас настигнет.