Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему реконструкцию так трудно остановить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Облик городов меняется, и это очевидно. Образованные молодые горожане со средним уровнем доходов переезжают в рабочие кварталы, чтобы снять или купить большую по площади квартиру за умеренные деньги. Район начинает приспосабливаться к их вкусам. Стоимость жилья там начинает расти, меньшинства его покидают, а общественные места начинают выглядеть совершенно иначе.

Облик городов меняется, и это очевидно. Надежные и дешевые кофейни закрываются, и спустя пару месяцев на их месте появляются хлебопекарни, где продаются багеты за 6 долларов. Ваш любимый парикмахер сообщает своим клиентам, что он больше не в состоянии оплачивать ренту, а между тем в сетевом салоне красоты за углом своей очереди приходится ждать целый час.

Все эти сцены хорошо знакомы любому городскому жителю, от Филадельфии до Портленда, штат Орегон. На первый взгляд они могут показаться характерными признаками джентрификации (комплексное изменение городской среды, - прим перев.). Все начинается тогда, когда образованные горожане со средним уровнем доходов (как правило, белые) и в возрасте 20-30 лет переезжают в кварталы, где живут преимущественно представители рабочего класса, в стремлении снять или купить большую по площади квартиру за умеренные деньги. Потом их примеру следуют и другие яппи. В итоге этот район начинает постепенно приспосабливаться к их вкусам и предпочтениям. Стоимость жилья там начинает расти, меньшинства его покидают, а общественные места для прогулок, которые прежде были отражением городского разнообразия, начинают выглядеть совершенно иначе.

Огромное множество статей, книг и документов, опубликованных за последнее десятилетие, предупреждали гражданских лидеров об этой «новой» форме урбанизации. Однако само явление джентрификации на самом деле не является чем-то новым: она представляет собой неотъемлемую составляющую тех экономических сил, которые стимулировали городское развитие, начиная с 1950-х годов. Если мы хотим справиться с недостатками джентрификации, мы должны справиться с той силой, которая за ней стоит.

Спустя несколько десятилетий депрессии и войны внезапно разбогатевшие американцы стали придерживаться экономической философии неолиберализма. Неолиберализм позволил американцам осуществить их право потреблять то, что им не по карману. Неолиберализм начал процветать в 1970-х годах, когда деиндустриализация, глобализация и режим международных финансов изменили свою структуру, чтобы соответствовать этому феномену. В экономическом контексте городов неолиберальная идеология поддерживает свободу предпринимательства, открытую конкуренцию, отсутствие регулирования и ликвидацию общественных товаров. В таких вопросах, как образование, здравоохранение, жилье, транспорт и даже развлечения она опирается на рынок частных услуг. И вместо того, чтобы оставаться правами или услугами, все это превращается в товары, которые необходимо приобретать.

Но почему это должно волновать жителей городов, и какое отношение неолиберализм имеет к джентрификации? Это отчасти связано с тем, что неолиберализм изменил не только облик городов, он изменил городских жителей и их ожидания.

Когда в конце XIX и начале XX веков Бостон, Чикаго и Нью-Йорк вступили в эпоху процветания, города считались местами инноваций, возможностей и неоднородности, где люди и правительство сближались друг с другом ради достижения всеобщего блага. И эти идеи до сих пор занимают прочное место в общественном сознании.

Однако в течение последних 30 лет ежедневные потребности и ресурсы, обеспечение которыми прежде считалось обязанностью правительства, были переданы «посторонним» частным компаниям, чья заинтересованность в жизни местного сообщества весьма ограничена. Сфера развлечений была отдана на откуп торговым центрам, сетевым магазинам, спортивным стадионам и некоммерческим фестивалям. Представителям малого бизнеса пришлось конкурировать с Best Buy, Staples и Target. Кассир на стадионе, расположенном в центре большого города, не может позволить себе жить недалеко от своей работы, поэтому он переезжает в рабочий пригород или за пределы внешнего кольца этого города. 

В то же самое время те, кто могут позволить себе жить в большом городе, теперь должны сформировать индивидуальный городской стиль жизни. Коммерческие компании преследуют этих городских жителей, предлагая им элитное жилье и креативные маркетинговые кампании, преобразуя тусклые рабочие кварталы во «вполне пригодные для жилья» городские уголки.

Некоторые считают, что это позволяет городу вернуть себе свой престиж. Он становится удивительным местом, если в вашем распоряжении есть время и деньги. Другим кажется, что город становится все более недемократическим местом: сегодня борьба за конкретное место жительства становится все более ожесточенной. Рассчитанные на потребителя решения, направленные на стимулирование городов посредством шопинга, туризма и строительства роскошного жилья внушают нам довольно соблазнительные образы городского развития. Однако, в конечном счете, эта схема неолиберального решения проблем лишь усиливает джентрификацию. Не принимая во внимание центральную роль неолиберализма в джентрификации и так называемую субурбанизацию и «манхеттенизацию» больших городов, американцы так и будут поддерживать этот экономический порядок, независимо от того, отдают они себе в этом отчет или нет.