Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении последнего столетия в мировой геополитике Россия всегда занимала заметное место. Россия всегда стремилась доминировать на евразийском континенте, а впоследствии - и в мире. Сейчас вместе с Россией на мировую арену возвращается и геополитика. Возникает потребность вернуться к изучению трудов Маккиндера, Каплана, Фридмана.

На протяжении последнего столетия в мировой геополитике Россия всегда занимала заметное место. Россия всегда стремилась доминировать на евразийском континенте, а впоследствии - и в мире.

В настоящее время геополитика вновь в моде. В то время как экономика считается заунывной наукой, геополитика воспринимается как наука географического рока. Все в мире определяется положением, которое занимает народ на географическом пространстве. В нацистской Германии Адольфа Гитлера требование «жизненного пространства» (Lebensraum) стало рассматриваться как возврат отторгнутых территорий, перешедших под контроль держав-победительниц после заключения Версальского договора. Теория жизненного пространства основывается на геополитических идеях.

В современном мире возврат к данной теории обусловлен многими факторами. Наиболее существенный из них заключается в том, что мы являемся свидетелями громадных преобразований, которые, в конце концов, ставят нас перед упрямой и теллурической реальностью географии.

Это хорошо показано в популярной книге Роберта Каплана «Месть географии» (The Revenge of Geography, 2013), где он напоминает, что в мире по-прежнему действуют законы географии, а важность страны определяется ее географическим положением.

Это происходит, несмотря на то, что мы живем в эпоху реактивных самолетов и цифровой информации, которая сводит на нет такие понятия, как время и пространство.

Но самая большая сила, которая провоцирует возврат к геополитике, заключается в возрождении самого предмета, который традиционно интересовал науку.

Читайте также: 2014 - год геополитического самоубийства Запада?

Выдающийся английский географ и геополитик Хэлфорд  Маккиндер (Halford Mackinder) 110 лет тому назад стал основателем науки, которая была изложена в его главном труде «Географическая ось истории». Ему принадлежит известное изречение: «Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем земли. Тот, кто правит Сердцем земли, владеет Мировым Островом (Евразией). Тот, кто правит Мировым Островом, владеет миром».

Итак, на протяжении последнего столетия осью истории и центральным объектом геополитики является Россия, которой подконтрольно Сердце земли и которая стремится властвовать над евразийским континентом и, как следствие - миром.

Экономическая глобализация и революция цифровых технологий продемонстрировали нам почти нематериальный мир, в котором география не присутствовала.

Россия, побежденная в холодной войне, откатилась назад и перестала претендовать на имперское господство.

Геополитика оказалась на задворках истории или на полках книжных магазинов, как будто бы Россия уже перестала быть объектом континентальной империи, и у нее пропало стремление сохранить и защищать свое влияние в рамках существующих границ.

Сейчас вместе с Россией возвращается и геополитика. Возникает потребность вернуться к изучению геополитики, изложенной в трудах Маккиндера, Каплана, а также  американского политолога, основателя и директора частной разведывательно-аналитической организации Stratfor Джорджа Фридмана.

Фридман в своих двух книгах - «Мир в ближайшее десятилетие» и «Мир в следующие 100 лет» - предсказал экспансионистское возрождение России, свидетелями которого мы сейчас являемся.

В частности, он написал следующее: «В ближайшее десятилетие Россия не станет мировой державой, но она просто вынуждена будет стать одной из ведущих региональных держав. Это означает неминуемые конфликты с Европой. Российско-европейская граница по-прежнему будет линией тектонического разлома».