США очень заинтересованы в том, чтобы положить конец эскалации кризиса на Украине. Администрация Обамы справедливо хочет переместить свой фокус с Европы и Ближнего Востока на Китай. Восстановление Украины в качестве буфера между Россией и Западной Европой поможет повысить уровень безопасности с обеих сторон и обратиться в сторону Азии. Конфликт же на Украине, напротив, усилит раскол между Россией и Западом и усложнит сотрудничество по многим вопросам, начиная от контроля за вооружениями и борьбы с терроризмом и заканчивая Ираном, Сирией и Северной Кореей.

Если администрация рассчитывает преуспеть в предотвращении конфликта, ей нужно убедить Владимира Путина в том, что договориться – лучше, чем рассориться. А именно – американские власти должны донести до него ряд напоминаний, предупреждений, угроз и заверений.

Американские дипломаты должны напомнить России, что до того, как она послала войска на Украину, ситуация была гораздо лучше. Если бы Путин не влез, Россия бы сохранила надежный блок избирателей в Крыму, что было бы полезно, учитывая незначительный перевес голосов на прошлых выборах. Кроме того, Россия могла бы дождаться момента, когда Украина неизбежно отвернется от Запада – по причине необходимости вводить предусмотренные МВФ меры экономии. Она могла бы избежать резкого падения рынка и валюты. Кроме того, Россия смогла бы сфокусировать внимание СМИ на сомнительных персонажах в новом украинском правительстве, а не отвлекать журналистов отправкой на Крым своих собственных людей в масках.

Простой посыл Путину: стратегические позиции России были гораздо более благоприятными до того, как она ухудшила ситуацию на Украине, и российский президент может восстановить эти позиции, если хочет выйти из текущего кризиса.

Дипломаты также должны вынести простое предупреждение: ситуация ухудшится вне зависимости от того, что делает Вашингтон. Формальная аннексия Крыма подтолкнет Украину к НАТО, и европейские государства станут противовесом России. Она узаконит крайне правые партии в Киеве – партии, активнее всех выступающие против российских интересов. А кроме того, еще больше оттолкнет инвесторов – в особенности потому что они верят, что Путин нацеливается на территории на востоке страны. Россия поставила под угрозу свою безопасность и свою экономику, и может потерять еще больше, если конфликт не будет разрешен.

Чтобы подчеркнуть вышесказанное, дипломаты могут пригрозить особыми санкциями в отношении особых россиян. Практичность экономических санкций частично зависит от природы режима. Санкции в особенности эффективны, если лидер государства нуждается в поддержке ключевых экономических элит; если санкции направлены на эти элиты, вероятнее всего, лидер отступит. Поэтому, если министерство финансов определит тех, на кого опирается Путин, США смогут подготовить санкции, которые вынудят его пересмотреть свою позицию. Санкции – не панацея, однако они могут быть полезны в сочетании с другими инструментами сдерживания, и есть свидетельства в пользу того, что Путин зависим от инвесторов.

Ну и наконец, американские чиновники должны предоставить надежные заверения в том, что Вашингтон сдержит свои обещания, если Россия пойдет на соглашение – даже если эти обещания будут предполагать признание российских интересов в регионе и ограничение американской поддержки Украины. Убедить в этом будет непросто. Российские лидеры могут справедливо усомниться в американских обещаниях: они уже более двадцати лет наблюдают, как Вашингтон поддерживает расширение НАТО. Кроме того, они могут отнестись к заверениям США с осторожностью по причине того, что администрация Обамы воспринимала текущий кризис как моралите – украинские протестующие в роли героев, а злодеев играли Кремль и его союзники.

Простой способ наладить доверительные отношения с Москвой – изменить свою публичную риторику. Администрация Обамы может поднять вопрос об ультраправых чиновниках, которые участвовали в уличных протестах, а сегодня занимают несколько важных постов в правительстве. Можно подчеркнуть важность уважения интересов каждого в будущем Украины, смягчив при этом громкие разговоры о незыблемой норме суверенитета. Дипломаты могут также спокойно сказать, что американская общественность и конгресс не очень рвутся  предоставлять бессрочные программы помощи – типа той, которая понадобится для спасения агонизирующей украинской экономики. На самом деле, администрация будет рада избежать политической битвы на эту тему, даже если это будет означать сохранение российского влияния в Киеве.

Прежде всего, администрация должна снизить уровень своих ожиданий и запросов. Хотя у России есть веские стратегические причины восстановить статус-кво, Владимир Путин оказался не таким уж великим стратегом. Скорее всего, в ближайшее время он не выведет войска – особенно теперь, когда он инвестировал в Крым российский национализм и свою собственную репутацию.  Потому США стоят перед серьезным риском эскалации со слабой надеждой на успех, если продолжат настаивать на полном выводе войск как обязательном условии для начала политических переговоров. Шанс на успешную дипломатию сохранится, если американские чиновники смогут сформулировать ряд убедительных угроз и обещаний, однако шансы на разрешение кризиса, которое устроит США, исчезнут, если администрация пойдет на предложение, которое Россия не сможет принять.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.