Встреча в Минске 29 апреля должна была по замыслу Кремля стать триумфальной инаугурацией процесса восстановления Советского Союза. Между тем у коварного белорусского лидера совсем другие планы. Лукашенко ждет Путина с большими ножницами. Нет, не чтобы перерезать красные ленточки, а чтобы масштабно постричь российский бюджет. Заседание Высшего евразийского совета в Минске должно было формально завершить переговорный процесс между главами России, Белоруссии и Казахстана и привести к парафированию самого важного документа в карьере Владимира Путина — договора о создании Евразийского союза (новой ипостаси советской империи). По замыслу Кремля, его создание должно было исправить «величайшую трагедию XX века» — распад СССР. Путин приехал в Минск в роли царя-реставратора, ликвидатора смуты и воскресителя империи. Зная о намерениях Москвы, президенты союзных республик привезли с собой длинные списки своих пожеланий, которые придется выполнить хозяину Кремля, если он хочет добиться, чтобы его хотя бы в символическом плане провозгласили героем восстановления СССР. 

Создание ЕАЭС намечено на 1 января 2015 года, а шаги в этом направлении кропотливо делались последние 20 лет. В процессе согласования принципов функционирования новой интеграционной организации, которая призвана стать своеобразным «анти-ЕС» неоднократно происходили простои и споры, сыпались взаимные обвинения в отсутствии доброй воли. За долгие годы такие лидеры, как Лукашенко, отлично научились чувствовать царящие в Кремле настроения и использовать нездоровые российские амбиции по расширению сфер влияния любой ценой. Их нынешнюю позицию поддерживает контекст украинского кризиса: Белоруссия и Казахстан понимают, что они, будучи единственными союзниками попадающего во все большую изоляцию Кремля, могут требовать за свою лояльность особенно щедрое вознаграждение. И именно поэтому, хотя Россия готова незамедлительно подписать договор, Назарбаев и Лукашенко выдвигают к Путину все новые требования, зная, что в сложившейся ситуации российскому президенту придется сжать зубы и проглотить даже самые невероятные прихоти. Одна из них — требование президента Белоруссии, чтобы Евразийский союз не вводил никаких оговорок или исключений из общих таможенных ставок. На первый взгляд это звучит как пустая бюрократия. Между тем «Великий колхозник» знает, что игра идет за 33 миллиарда долларов в год, на которые он уже обещал белорусам построить в стране «вторые Арабские Эмираты».

Минск по действующему сейчас российско-белорусскому договору импортирует российскую нефть по внутренним ценам, однако обязан возвращать в российский бюджет доходы от пошлин, которые он накладывает на производимый в Белоруссии и продаваемый на Запад бензин. По подсчетам российского минфина, если Москва подпишет интеграционный договор «по-братски», то бюджет недосчитается как раз 33 миллиардов долларов в год. И Путин, и Медведев неоднократно подчеркивали, что для достижения реинтеграции с братскими республиками Россия готова понести возможные расходы в виде отказа от части газовой ренты в их пользу. Но хитрый Батька выжидал до последнего момента, чтобы в ключевой для Кремля день сослаться на братские заявления о политической любви и сказать «карты на стол». С небрежностью старого политического волка он заявил недавно, что не станет подписывать «дырявый» договор. Он подчеркнул, что такая сумма — это для россиян «копейки», и всегда можно «поторговаться по другим вопросам». Президент Белоруссии заявил также, что Россия «знала, на что идет», а сейчас ей придется держать данное союзникам слово.

Накануне важного события солидарно с белорусским коллегой высказался второй верный союзник Путина — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он подчеркнул, что на интеграции с Россией его страна до сих пор больше теряет, чем приобретает. По приведенным им статистическим данным, Казахстан увеличил диспропорцию в торговом балансе: экспорт уменьшился на 4% (7 млрд долларов), а импорт увеличился на 17 миллиардов. Назарбаев жаловался, что казахстанские производители продовольственной продукции сталкиваются на российском рынке с дискриминацией, Россия тормозит создание общего рынка энергии, ограничивает транзит, который был бы выгоден Казахстану, и придумывает все новые бюрократические препоны для деятельности казахстанских предпринимателей. Помимо этого Астана традиционно требует от Москвы права напрямую продавать свой газ в Европу, используя транспортную инфраструктуру Газпрома, что могло бы значительно сократить доходы российского гиганта. 

В довершении всего сложный переговорный процесс чуть было не сорвал Владимир Жириновский, который недавно предложил с трибуны Государственной Думы лишить Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан независимости, вызвав своим словами сомнения в истинных намерениях России на постсоветском пространстве. После выступления Жириновского лидеры республик впали в панику и только заверения главы МИД Сергея Лаврова, что «крымский сценарий» им не грозит, несколько охладили ситуацию и спасли минскую встречу. 

Кажется, однако, что переговоры постсоветских лидеров будут иметь характер чисто формального ритуала, где высокопарные заявления, рукопожатия и горячие заверения станут прикрытием для подписанных документов, которых, даже если они и содержат какую-то конкретику, никто с самого начала не будет стараться воплощать в жизнь. Ведь в отличие от Путина президенты Белоруссии и Казахстана далеки от желания воскрешать советскую империю, распад которой дал им власть, тем более сладкую, чем более она становится деспотической и абсолютной. Они прекрасно осознают, что любые реально работающие интеграционные структуры ограничат их власть и передадут часть компетенций вышестоящей, более сильной и более богатой России. А этого сценария они не хотят допустить ни в коем случае. Поэтому Лукашенко и Назарбаев едут на встречу с Путиным без малейшего желания отказываться в его пользу от реальной власти в своих государствах. Тем не менее, зная, как сильно зациклен российский лидер на «реинтеграции СССР», они не упустят возможности в очередной раз поторговаться с Россией, продавая ей за большие миллиарды скоротечную иллюзию превращения в великую державу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.