Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО и Восточная Европа. Как ответить на сигналы бедствия

© Фото : NATO photosШтаб-квартира НАТО в Брюсселе
Штаб-квартира НАТО в Брюсселе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние годы Организации Североатлантического договора удалось добраться до Афганистана и Ирака. Но кризис на Украине заставляет ее вернуться к той миссии, благодаря которой 65 лет назад она была создана. Эта миссия заключается в защите восточных границ Европы от экспансионистской политики Кремля. Расширение присутствия НАТО в регионе может повлечь за собой массу сложных проблем.

За последние годы Организации Североатлантического договора удалось добраться до Афганистана и Ирака. Но кризис на Украине заставляет ее вернуться к той миссии, благодаря которой 65 лет назад она была создана. Эта миссия заключается в защите восточных границ Европы от экспансионистской политики Кремля.

В апреле США, Британия и некоторые другие члены НАТО уже начали размешать своих военных и истребители на территории Польши и стран Балтии. Теперь лидеры этих и других государств Центральной и Восточной Европы, вступивших в альянс после распада Советского Союза, снова обращаются за помощью. На этой неделе премьер-министр Латвии, которая имеет общие границы с Россией, заявила, что ей хотелось бы, чтобы на территории ее страны появилась постоянная американская военная база. 

«Сейчас альянс может снова вернуться к той цели, которую он преследовал во времена холодной войны — к коллективной обороне», — говорит Стивен Пайфер (Steven Pifer), бывший посол США на Украине, который сейчас занимает должность старшего научного сотрудника в Институте Брукингса (Brookings Institution). С его точки зрения, в скором времени мы столкнемся с «постоянным присутствием НАТО» на территории Центральной и Восточной Европы.

В 1997 году Североатлантический альянс заключил с Россией договор о сотрудничестве, в котором говорилось, что НАТО не будет размещать «значительные боевые войска» в Центральной и Восточной Европе. Однако, по словам лидеров альянса, действия России на Украине освободили их от этого обещания, которое, как говорится в соглашении, было основано на «нынешних и обозримых условиях безопасности» в регионе. На этой неделе заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) заявил в Вашингтоне, что, хотя альянс собирается придерживаться своих обязательств в течение еще некоторого времени, «мы вправе уже сейчас» начать пересматривать их.

Расширение присутствия НАТО в регионе может повлечь за собой массу сложных проблем и, в первую очередь, поднять вопрос о том, кто за это будет платить. Некоторые из государств, обращающихся за помощью, имеют чрезвычайно скромные военные бюджеты: к примеру, объемы расходов на оборону Эстонии, Латвии и Литвы, вместе взятых, составляет немногим больше 1 миллиарда долларов. На долю США приходится 22% бюджета НАТО — это намного больше вклада любого другого члена альянса. Некоторые западноевропейские члены НАТО, такие как Испания и Италия, в настоящее время пытаются преодолеть последствия экономического кризиса, поэтому они, вероятнее всего, не захотят увеличивать расходы на оборону, как утверждает Барри Пэйвел (Barry Pavel), бывший чиновник Пентагона, а ныне глава Центра Брента Скоукрофта по вопросам международной безопасности (Brent Scowcroft Center on International Security) при Атлантическом совете в Вашингтоне. «Некоторые нации ощущают на себе влияние этого кризиса в гораздо большей степени, чем другие», — пояснил он.

С другой стороны, НАТО обязано защищать территории своих членов, как говорит Иен Лессер (Ian Lesser), старший директор по вопросам внешней политики и политики безопасности Фонда Германа Маршалла в Брюсселе. Размещение относительно немногочисленных военных подразделений «станет четким сигналом [для России] и укрепит наших союзников». Кроме того, по его словам, этот шаг не повлечет за собой серьезных расходов. «В период холодной войны существовало понятие войск прикрытия: это небольшие отряды американских военнослужащих, которые отправляются на передовую, чтобы ясно дать понять, что мы всерьез намерены выполнить свои обязательства». В отношении риска провокации дальнейшей эскалации конфликта со стороны России Лессер сказал следующее: «Когда речь заходит о защите территории членов НАТО как таковой, существует четкая красная линия. Россия должна это понимать».

По словам Пэйвела из Атлантического совета, сейчас необязательно организовывать постоянные военные базы НАТО в регионе. Сначала одно государство-член НАТО разместит свои силы в регионе на три месяца, «затем другое, и, таким образом, мы обеспечим круглогодичное присутствие в регионе, но это не будет постоянной базой». «Им не нужно покупать большое число самолетов, но они должны вкладывать деньги в инфраструктуру», — добавил он.

Уильям Тейлор (William Taylor), бывший советник НАТО и посол США на Украине, считает, что силы других стран должны объединиться с американскими войсками, готовящимися к размещению на территории Восточной Европы. «Это должен быть двусторонний шаг, и в нем должны принимать участие силы стран-членов НАТО». Тейлор, который теперь занимает должность вице-президента Американского института мира, утверждает, что НАТО необходимо вернуться к такой системе военного планирования, которой альянс придерживался в период холодной войны. «Когда я работал в НАТО, мы ежедневно проводили серьезные учения по военному планированию, решая, как можно защитить Восточную Европу от советской агрессии», — сказал он.