Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Повлияет ли ситуация на Украине на торговые отношения между Россией и Японией?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Можно было бы написать, что день за днем я с ужасом представляю себе картины российского вторжения на Украину, в то время как показатели моего бизнеса падают вниз, и на этом завершить статью. Однако, на самом деле все обстоит по-другому. За последние несколько месяцев у московских представительств всех японских компаний, занимающихся оборудованием, заметно прибавилось работы.

В Москве постоянно находятся несколько специальных корреспондентов основных СМИ Японии, каждый занимается своей темой, но когда они собираются вместе поужинать, и кто-то упоминает о чем-то вскользь, то буквально через несколько дней эти слова превращаются в факты.

Поэтому ужин со специальными корреспондентами становится важным событием, которое возвращает к жизни в пресной Москве даже таких, как я, не имеющих отношение к новостной индустрии.

Ввод российских войск станет поворотным моментом

В последнее время такие ужины полностью прекратились.

И, естественно, связано это с событиями на Украине. Корреспонденты либо едут туда для подготовки материалов и сбора информации, либо должны сидеть на рабочем месте, чтобы неотрывно отслеживать ситуацию.

Более того, до сих пор невозможно предсказать, разрешится ли этот кризис президентскими выборами 25 мая или неразбериха продолжится и дальше.

Причина, по которой московские корреспонденты едут на Украину, состоит не только в том, что в Киеве находится слишком мало постоянных сотрудников, но и, наверное, в том, что сохраняется вероятность ввода российских войск, поэтому журналисты готовятся освещать не столько внутренние междуусобицы, сколько ввод российских войск на территорию Украины.

Если все-таки российские войска перейдут границу для того, чтобы поддержать пророссийские группы на Востоке Украины, то будет уже не до выборов 25 мая. Все новости будут о противостоянии российской и украинской армий или даже столкновениях между ними, а все СМИ (это касается, скорее, телекомпаний) будут находиться в состоянии полной мобилизации.

Уже сейчас российская армия находится на границе с Украиной и периодически проводит учения, таким образом оказывая давление на соседнюю страну, при этом возможность введения войск на территорию Восточной Украины полностью не исключается.

Сообщается и о том, что российские военные уже тайно находятся в каждом регионе Украины и руководят технической и стратегической подготовкой пророссийских групп. Но если границу перейдет регулярная армия, то Евросоюз и США, конечно, не смогут оставить такие действия без внимания и ограничиться заявлениями.

На этом предлагаю перейти к главной теме статьи.

Я не имею прямого отношения к СМИ, поэтому можно, например, написать, что день за днем я с ужасом представляю описанную выше картину и наблюдаю за действиями России, в то время как показатели моего бизнеса падают вниз, и на этом завершить статью.

Однако, на самом деле все обстоит немного по-другому. За последние несколько месяцев у московских представительств всех японских компаний, занимающихся оборудованием, заметно прибавилось работы. Обнадеживает и увеличение количества переговоров...

Военные корабли, которые Россия заказала у Франции

Россия по своему устройству не сильно отличается от Китая в том смысле, что политика управляет экономикой. Верно и то, что частным компаниям сложно преодолеть бюрократические барьеры, но дело в том, что в России, где огромная доля экономики приходится на военные нужды, даже частные предприятия ставят государственные интересы выше торговых.

Приведу пример.

Франция приняла от России заказ на строительство двух вертолётоносцев «Мистраль», один из которых должен по плану встать на вооружение российского флота.

Французский военный корабль-вертолетоносец класса "Мистраль" в Санкт-Петербурге


Тем временем, российская кораблестроительная промышленность ведет свою деятельность еще с советских времен и представляет собой государственный промышленный комплекс. Когда на Украине начались проблемы, а Европа стала оказывать давление на Россию, представители российской промышленности предложили отменить заказ и заявили, что российские кораблестроительные заводы должны сделать эти два вертолётоносца самостоятельно.

Правительство Владимира Путина проигнорировало эти обсуждения и до сих пор собирается поставлять эти десантные корабли из Франции.

Франция, которая вводит поэтапные санкции против России в соответствии с решением Евросоюза, узнав, видимо, об этой дискуссии внутри России, заявила, что санкции никаким образом не повлияют на поставку кораблей. Можно сказать, что такие действия символизируют многогранный мир политики.

В России часто можно встретиться с подобными случаями, когда то, что можно было бы произвести на своих фабриках, по политическим причинам заказывается за границей.

В прошлом месяце со мной связался один знакомый производитель оборудования, и я перед праздниками поехал на юг России для встречи. Этот российский производитель не имеет никакого отношения к военной промышленности и выпускает производственное оборудование. Меня встретил заместитель директора фабрики и со счастливой улыбкой рассказал, что впервые за долгое время загруженность фабрики выросла до 80%.

Однако, в дальнейшем разговоре выяснилось, что такое положение дел вызвало определенные проблемы.

Оказалось, что раньше они закупали блоки в Китае, но сейчас для того, чтобы поддержать новые мощности производства, необходимо увеличить объемы и сократить сроки закупки китайских блоков. Однако китайская сторона переключилась на наращивание производства внутри страны и уже не может заниматься экспортом.

По этой причине российский завод хотел рассмотреть возможность закупки деталей в Японии. Как я писал выше, в случае сотрудничества с российскими предприятиями основного промышленного комплекса, эти контракты обязательно попадают под наблюдение и контроль политических структур.

Россия не упустит сигнал премьера Абэ

Какой бы выгодной ни была сделка с экономической точки зрения, контракт все равно не будет одобрен, если он может отрицательно сказаться на внешнеполитических отношениях России. Можно сравнить это с разрешением на экспорт, выдаваемым Министерством экономики, торговли и промышленности в Японии. Но в отличие от Японии, в России этот процесс не виден никому извне.

Я не впервые общаюсь с этим производителем. Конечно же, они тоже понимают, что мне это показалось странным.

Когда я обдумывал свой следующий вопрос, замдиректор фабрики начал сам на него отвечать: «Раз уж мы рассматриваем немецких производителей, будет логично, если мы изучим возможность поставок и из Японии». В этом момент я осознал, что, возможно, украинский кризис принес дополнительные очки поставкам из Японии.

После этого случая я несколько раз совершал подобные визиты на похожие российские производства. В веренице встреч я вынужден был признать одно обстоятельство.

В прошлом году премьер-министр Японии Синдзо Абэ пять раз встречался с президентом России Путиным, в марте этого года Россию посетил советник премьер-министра по национальной безопасности Сётаро Яти. Россия отнеслась к этим действиям Абэ благожелательно. Руководители завода на юге России были в курсе политических настроений и на самом деле говорили об этом...

Может быть, это и есть косвенное подтверждение того, что на каком-то этапе Москва или Кремль пересмотрели свою позицию. В результате образовались запросы на изучение возможности поставок из Японии. В таком случае эти переговоры будут иметь большое значение.

Кроме того, во время своего недавнего визита в Германию и Францию премьер Абэ в ходе встреч с главами государств часто использовал выражение «активный пацифизм». Этот сигнал, который несет в себе серьезный смысл для России, не должен остаться незамеченным со стороны президента Путина.

Смысл состоит в том, что «Япония, в отличие от США, не хочет противостояния с Россией в условиях текущей ситуации».

Однако если Россия, как я описал выше, перейдет украинские границы и вторгнется на территорию Украины, то при всем имеющемся сотрудничестве с Францией и Германией, отношения с Россией перейдут в разряд противостояния.

Поэтому сейчас все японские предприятия, имеющие бизнес с Россией и собирающиеся его расширять, молятся о том, чтобы Россия задержалась на границе. Остается только надеяться на то, что Евросоюз и США не станут вводить более масштабные санкции.

Не хотим работать с соседними экономически слабыми странами

Во время недавних праздников я посетил два города на юге России. Одним из них был Ростов-на-Дону, довольно тесно связанный с Украиной.

Именно здесь 28 февраля этого года провел свою пресс-конференцию бежавший со своей родины Виктор Янукович, всего в 100 километрах на восток от украинской границы.

В российских газетах тогда писали, что Янукович хотел провести пресс-конференцию в Москве, но Путин на это не согласился. В Ростове-на-Дону многие жители имеют родственников российского происхождения на Украине, поэтому Януковичу было у кого заручиться поддержкой, чтобы спокойно находиться в этом городе.

Женщина из ростовской администрации, с которой я общался, резко высказалась о Януковиче: «Да кто он такой, чтобы бойкотировать президентские выборы и критиковать президента, когда сам живет в Барвихе».

Она полагает, что сейчас для России самое важное — это дать украинцам самим разобраться со всеми проблемами на Украине, сколько бы времени на это ни понадобилось.

«Допускаете ли Вы возможность присоединения востока Украины к России по крымскому сценарию?» — спрашиваю я.

«Это невозможно. Потому что в результате развала Советского Союза мы смогли избавиться от депрессивных регионов, благодаря этому мы стали богаче, о чем говорит и статистика, и самоощущение местных жителей. Если Украина, которая находится на грани финансового банкротства, вновь присоединится к России, а российские граждане будут вынуждены оплачивать долги Украины, то правительство Путина долго не задержится у власти», — такое четкое мнение я услышал в ответ.

На встречу со мной пришел и мой старый приятель. Он привел с собой детей, потому что были праздники. Я спросил у него, что он думает по поводу вторжения российской армии на территорию Украины. После непродолжительного раздумья он ответил: «Россия уже сталкивалась с гражданской войной в Чечне. Если начать такую войну, то ей не будет конца. На Украине происходит гражданская война. Если Россия пример в ней участие, то и наши дети застанут ее. Это не должно произойти ни в коем случае».

Услышав такой ответ, я почувствовал, что вряд ли президент Путин пойдет на вторжение на Украину, сделав всех русских врагами в глазах украинцев. Исходя из этого, мы можем и дальше вести активные переговоры.