Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все пути от южной границы Сирии до Алеппо находятся под контролем сирийских войск. Боевики получили сильные удары в Хомсе и Каламуне. Сейчас в Сирии ожидают делегацию высокого уровня из Москвы. По утверждению анонимного сирийского чиновника, ее должен возглавить российский вице-премьер, курирующий оборонную промышленность и военные заказы.

Дамаск. — Во второй части длинного интервью, данного Al-Monitor в Дамаске, высокопоставленный сирийский чиновник заявил, что важны, в первую очередь, ситуация на местах, баланс сил и ход боевых действий, и в этом отношении сирийские власти спокойны и довольны положением дел.

Чиновник, попросивший не называть его имени, начал с анализа карты: «Все пути от южной границы до Алеппо находятся под контролем сирийских войск. Боевики получили сильные удары в Хомсе и Каламуне. Если говорить о ситуации в Алеппо, любой военный эксперт понимает, что означает контроль над центральной тюрьмой и разведцентром ВВС. Вполне очевидно, что с военной точки зрения, город уже пал. Безусловно, зачистка боевиков и террористов займет какое-то время. Однако исход сражения, по логике боевых действий, уже решен, а его результаты ясны».

В ответ на наши слова о том, что противники режима оказали правительству большую услугу своим поведением и своими ошибками, он с улыбкой сказал: «Именно так. Достаточно упомянуть два факта. Во-первых, их сотрудничество с Израилем и открытость для контактов с ним. Это сильно помогло нам в нашей медиа-войне в арабском мире. Во-вторых, явное преобладание экстремистов и террористов над их силами. Это сыграло еще более важную роль».

Al-Monitor спросил о звучащих в адрес режима обвинениях в том, что он специально освободил фундаменталистов из тюрем, чтобы облегчить формирование соответствующих группировок. На это наш собеседник спокойно ответил: «Действительно, за годы противостояния ряд фундаменталистов вышли на свободу по указам об амнистии. Однако преобладание экстремистов среди вооруженных группировок и их стремление контролировать Сирию существовали и до этого. Не забывайте, что бороться с экстремистами мы начали больше 30 лет назад. Борьба с ними началась не в 2011 году, а задолго до того, как конфликт в нашем регионе перерос в открытые военные столкновения. Недаром лидер “Аль-Каиды” Айман аз-Завахри (Ayman al-Zawahri) откровенно заявил: “Слава Востока начинается с Дамаска”».

Читайте также: Связан ли сирийский конфлик с поведением России на Украине?

Военный конфликт в Сирии


«Разумеется, мы использовали все медийные, политические и дипломатические средства, чтобы продемонстрировать миру, насколько опасны экстремисты для нас, для наших соседей и для всего мира. Это часть нашей естественной и законной реакции на действия террористов. Достаточно ознакомиться с посланием аль-Завахри экстремистской группировке, с которой он разошелся во мнениях, Исламскому государству Ирака и Леванта. Он утверждает, что одна из причин его разногласий с ними заключается в том, что они решили действовать в открытую. “Аль-Каида” хотела вести свою борьбу втайне, пока она не усилится и не сможет установить свой контроль. Таким образом, чтобы бороться с экстремистами, необходимо разоблачать их подлинную сущность и указывать на их присутствие и исходящие от них угрозы. Именно этим мы и занимались».

«Важно, что сейчас война между ними стала особенно ожесточенной. Дело в том, что раскол между группировками отражает конфликты между странами, поддерживающими и финансирующими террористов в Сирии. Например, в ходе одной из битв между ИГИЛ и Джабхат ан-Нусрой погибли 1400 человек. Характерно, что экстремисты сами постепенно осознают, что их ждет и к чему они движутся. В этом контексте неудивительно, что сам Завахри в начале апреля обратился к враждующим экстремистским группировкам с посланием, в котором назвал убийство боевиками ИГИЛ представителя Ахрар аш-Шам преступлением и сравнил его с гибелью двух джихадистов, убитых в 1995 году в Алжире членами Исламской боевой группы. В своем послании Завахри заключил, что эта акция стала для ИБГ “моральной смертью, за которой последовала материальная смерть”».

Подобное сравнение алжирских событий 20-летней давности и того, что происходит сейчас в Сирии, вызывает у чиновника улыбку. «Делая такие намеки, лидер “Аль-Каиды” угрожает неподконтрольным ему террористам смертью. Однако он не заметил, что, фактически, он ожидает для войны в Сирии такой же судьбы, как для войны в Алжире. Там террористы и экстремисты были разгромлены, а государство победило и по-прежнему существует. Так же будет и в Сирии», — заметил он.

А что можно сказать о нарастающей агрессивности США и о готовности Вашингтона увеличить военную помощь оппозиции? Лицо сирийского чиновника приняло серьезное выражение: «Несколько недель назад мы договорились с нашими союзниками в России о визите в Дамаск делегации высокого уровня из Москвы. Нас официально проинформировали, что возглавит эту делегацию заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов. Однако две недели назад дипломаты из российского посольства в Дамаске удивили нас, сообщив, что визит переносится на четыре дня. Мы спросили, в чем дело, и нам сказали, что меняется состав делегации. Позднее нас уведомили, что теперь ее вместо Гатилова должен возглавить Дмитрий Рогозин. Кто это такой? Это российский вице-премьер, курирующий оборонную промышленность и военные заказы. Эта перемена не случайна. Президент Владимир Путин принял такое решение после недавних заявлений США по Сирии. Он отправил в Дамаск именно этого человека, с весьма определенными обязанностями и полномочиями, который вдобавок настроен радикально против Вашингтона. Достаточно вспомнить его высказывания по самым разным вопросам — от американской ракетной системы до выступлений певицы Мадонны!»

Чиновник снова улыбнулся, когда мы спросили его о содержании состоявшихся 25 мая в Дамаске переговоров с российской делегацией. «Я полагаю, что если кто-нибудь решится на безумную авантюру и будет вооружать террористов, Москва сразу снабдит нас более современным оружием, а возможно, и впервые передаст за рубеж некоторые российские военные технологии», — ответил он без промедления. «Мы чувствуем себя уверенно, и наша уверенность дополнительно укрепится после президентских выборов 3 июня», — заключил чиновник.