Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мухтар Аблязов: Меня хотят убить

Диссидент впервые заговорил и объяснил, что казахстанский режим пообещал заключить сделки с Италией в обмен на арест его родных

© РАПСИБывший руководитель казахстанского БТА Банка Мухтар Аблязов
Бывший руководитель казахстанского БТА Банка Мухтар Аблязов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казахский олигарх Мухтар Аблязов оказался за решеткой, он подал голос впервые с тех пор, как оказался за решеткой, и обрушился на путинскую Россию, которая поддерживает Казахстан, стремящийся добиться его экстрадиции на родину. Там его поджидает давний соперник диктатор Нурсултан Назарбаев, и, конечно, не собирается устраивать ему теплого приема.

Казахский пятидесятиоднолетний олигарх Мухтар Аблязов оказался за решеткой, он подал голос впервые с тех пор, как оказался за решеткой, и обрушился на путинскую Россию, которая поддерживает Казахстан, стремящийся добиться его экстрадиции на родину. Там его поджидает давний соперник диктатор Нурсултан Назарбаев, и, конечно, не собирается устраивать ему теплого приема. Аблязов стал известен в Италии после поспешной высылки в Казахстан его жены Альмы Шалабаевой и дочери Алуи, что вызвало острую критику действий министра внутренних дел Анджелино Альфано. Прошлым летом Мухтар Аблязов был арестован во Франции, недалеко от Граса в Приморских Альпах. В настоящее время он пребывает в тюрьме в Корба в районе Лиона. Несколько недель назад он дал письменное интервью.

Espresso: Господин Аблязов, вас арестовал во Франции Интерпол по требованию, заявленному в 2009 году Россией и тогда пророссийской Украиной. Какие же против вас выдвигают обвинения?

Мухтар Аблязов:
Россия и Украина объединились с Казахстаном по персональной просьбе Назарбаева. Во время моего проживания в Великобритании в 2009-2012 годах ордер на арест игнорировался. А французы в прошлом году приняли решение о моем аресте. Суть в том, что Россия незаконно использует Интерпол, чтобы добиться моей экстрадиции. Казахстан и Россия (а недавно еще и Украина) являются союзниками в деле уничтожения политических оппозиционеров. Я — не преступник, но можно сказать наверняка, что, если меня вышлют в Казахстан, то надеяться на справедливый суд не приходится.

— Вы попросили, чтобы вас поместили в одиночную камеру, потому что боитесь за свою жизнь. Почему вы думаете, что во французской тюрьме вам грозит опасность?

— По мнению моих французских адвокатов, в тюрьме меня легко могут убить во время так называемого «инцидента». Они знают, что казахстанский режим действует абсолютно беззаконно. Меня предупредили, что режим может легко и просто организовать мое убийство в карцере руками других заключенных.

— Почему французское правосудие не разрешит вам пребывание под домашним арестом?


— Лондонская полиция меня формально предупредила о политическом заговоре с целью моего похищения и убийства. Казахские дипломаты в Риме похитили мою жену и дочь, которых разыскали израильские и итальянские частные сыщики. В Швейцарии сейчас идет расследование, потому что выяснилось, что частные сыщики незаконно следили за моей старшей дочерью Мадиной и ее семьей. Поэтому французские власти с полным основанием опасаются, что после моей выдачи на французской территории может произойти инцидент.

— Вам удалось повидаться с вашей женой и дочерью во французской тюрьме?


— Да, после того как Альма и Алуа вернулись в Рим 27 декабря 2013 года, они неожиданно для меня приехали навестить меня в тюрьме 31 декабря.

— Вы очень жестко высказывались об Италии после высылки вашей жены и дочери. Как вы относитесь к делу теперь после их возвращения в Рим?

— Тогдашний министр иностранных дел Эмма Бонино выяснила правду и заняла смелую позицию в правительстве. Наша семья ей бесконечно благодарна за это.

— Казахская сторона первоначально оказывала давление на Италию на политическом или экономическом уровне?

— Я знаю, как действует казахстанский режим. Это одна из самых богатых диктатур в мире. Чтобы арестовать меня, режим не раз оказывал давление на западных лидеров на политическом уровне, обещая важные заказы в обмен на мою поимку и экстрадицию. Казахстанский режим привлекает на свою сторону крупных бизнесменов из западных стран для оказания давления на политиков, чтобы добиться их расположения к диктатору. У меня нет никаких оснований считать, что этот же механизм не был задействован при экстрадиции моей жены и дочери из Италии.

— Ходят слухи, что в момент ареста вы были вместе с вашей любовницей.

— Когда меня арестовали, рядом со мной были сестра и племянница. Казахи сообщили французским властям, как они это сделали и в Италии, что у меня была вооруженная охрана. Арестовывать меня пришли вооруженные автоматами люди из специального подразделения. Был задействован вертолет. Они обнаружили человека, сидящего в шортах за компьютером, женщину и девочку, приехавших отдохнуть. Режим убил моих политических союзников, отправил меня за решетку, замучив почти до смерти, предпринял один из самых дорогостоящих процессов в истории, основанный на лжи и сфабрикованных доказательствах, чтобы уничтожить меня физически и в финансово. Он попытался разрушить мою репутацию и обратить мою семью против меня. Но в результате наша семья только сплотилась.

— Вам пришлось столкнуться с системой правосудия в Великобритании, Франции и Италии. Какой из них вы больше доверяете?

— Выяснилось, что Казахстан в состоянии манипулировать европейскими системами правосудия, деятельность которых в рамках международного сотрудничества основывается на принципе доверия. Казахстан прилагает много усилий, чтобы выглядеть как страна, которой можно доверять. Но после похищения моей жены и дочери в Италии маска с казахстанского режима была сброшена. Италия сейчас лучше других стран понимает истинную суть казахстанского режима. Другим еще предстоит ее понять.