Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередной пакет экономических санкций к России, который готовят ЕС и США, нацелен на энергетический сектор. Препятствия в реализации проекта «Южный поток», организованные «тихими» стараниями американцев, можно рассматривать не только как санкции, но и как элемент энергетической стратегии самих США.

Очередной пакет экономических санкций к России, который готовят ЕС и США, нацелен на энергетический сектор. Препятствия в реализации проекта «Южный поток», организованные «тихими» стараниями американцев, можно рассматривать не только как санкции, но и как элемент энергетической стратегии самих США.

Как мы уже писали, американцы весьма заинтересованы в продвижении сланцевого газа на рынок ЕС. Украинско-российский газовый конфликт, который в очередной раз «насторожил» Европу, создает благоприятную почву для реализации этих планов.

А и Б сидели на трубе

Вокруг проекта «Южный поток» разгораются нешуточные страсти. Россия заинтересована в построении трубопровода, который даст возможность работать с европейским потребителем напрямую, уменьшит зависимость от украинского транзита и гарантирует более-менее стабильный отбор газа европейцами в перспективе.

Украина, напротив, всеми силами пытается помешать реализации проекта. Во-первых, «Южный поток» – прямой конкурент украинской ГТС, которая при после его создания утратит рентабельность. Об этих рисках говорил премьер-министр Арсений Яценюк: «При мощности украинской ГТС, которая в целом составляет 140 млрд. кубометров в год, мы качали 122, сейчас качаем 80 млрд. кубометров. Если будет построен «Южный поток», а он будет построен, если не проголосовать закон (о модернизации ГТС. – Ред.), мы будем прокачивать 40–50 млрд. кубометров газа. Нам из бюджета придется дотировать транспортировку российского газа. Простая арифметика».

Простая арифметика от Арсения Петровича в действии уже давно. За последние 12 лет Украина потеряла 40% своей доли в общем транзите российского газа. Сейчас ГТС работает практически на грани рентабельности, и «Южный поток» превратит ее в убыточную груду металла. Хотя, опять же, подобной ситуации можно было избежать, реализуя формат двух- или трехстороннего газотранспортного консорциума задолго до нынешней патовой ситуации.

Во-вторых, ГТС большой загрузки – все же определенный инструмент влияния на Россию. Как фактор давления его использовать трудно, но и россиянам не считаться с ним нельзя, поскольку это зависимость репутации и выполнения контрактов перед европейскими партнерами.

«Убив» российскую трубу, США достигают сразу несколько краткосрочных и долгосрочных целей. Первое: замораживание проекта сыграет роль экономических санкций. Второе: на фоне общего экономического ослабления РФ американский сланцевый газ продвигается в Европу. Таким образом, решение одной задачи открывает для США целый ряд преимуществ для дальнейшего ведения игры.

Не так однозначно обстоит с интересами ЕС. Проблема безопасных поставок российского газа, «ненадежный» транзитер в лице Украины, очень большая зависимость от «Газпрома», устремления европейского бизнеса и нужда в стабильном доступе на российский рынок – все это с одной стороны. С другой – необходимость поддержать Украину, кризис доверия в отношениях с Россией, усиливающиеся давление США, дороговизна замещения российского голубого топлива альтернативными источниками (сланцевым газом в том числе) и т. д.

Европейская позиция сильно разбавлена противоречивыми моментами, в коих смешались политическая конъюнктура, бизнес-интересы, перспективы экономического развития и традиционные вопросы безопасности.  

Исходя из указанного, вырисовывается однозначная позиция РФ, четкий интерес США, опасения Украины (которая, вероятно, будет играть в тандеме с американцами, апеллируя к ЕС) и смятение в лагере Евросоюза.

Газовые качели


ЕС и США уже нанесли превентивный удар по «Южному потоку», «притормозив» Сербию и Болгарию. Именно американцы скорректировали позицию Болгарии, делегировав для «консультаций» группу сенаторов во главе с Джоном Маккейном.

О позиции США недавно высказался и Владимир Путин: «И они (США. – Ред.) делают все, чтобы этот контракт сорвать. Здесь нет ничего необычного. Используются и политические средства. Говорят, что Европа слишком зависима от российского газа. Некоторые наши партнеры хотят создать себе максимально удобные условия, хотят иметь контракты со многими партнерами. То же самое делаем и мы. Вот недавно мы подписали контракт на поставку газа в Китай».

Президент РФ акцентировал на интересе США -- продвинуть сланцевый газ: «Что изменилось? Теперь они хотят поставлять свой сжиженный газ. Но он будет не дешевле российского. Он будет точно дороже, чем наш трубный газ».

24 июня Владимир Путин сделал свой ход в этой непростой партии. В Австрии председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и гендиректор австрийской компании OMV Герхард Ройсс подписали соглашение акционеров совместной проектной компании South Stream Austria GmbH, предусматривающее строительство участка «Южного потока» в Австрии.

После российского демарша прозвучал гневный окрик. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил: «Еврокомиссия не может смириться с тем, что некоторые государства ЕС подписали с Россией соглашения о строительстве газопровода, в которых нарушается совместно принятое европейское право. Я призываю страны ЕС отложить проект до тех пор, пока он не будет соответствовать европейскому праву».

Сложно сказать, являются ли австрийские «шалости» индивидуальным неповиновением или же ЕС умышленно не имеет четкой единой позиции, не желая окончательно подыгрывать США в гонках за санкциями и взвешивая все решения, касающиеся своей энергетической безопасности. Вероятно, ЕС будет сопротивляться агрессивному нажиму американцев в вопросе введения очередного пакета санкций, который будет обсуждаться в ближайшее время.

Сербия, которую ранее приструнила Еврокомиссия, оптимистично смотрит на скорейшее возобновление работы над «Южным потоком». Сербский МИД Ивица Дачич по итогам встречи с коллегой из РФ Сергеем Лавровым указал, что реализация всех инициированных экономических проектов будет продолжена, и в первую очередь это касается «Южного потока».

Интересы европейского бизнеса, непосредственно вовлеченного в создание газопровода, подстроить под политическую стратегии не менее сложно. В интервью российским «Вестям» глава крупнейшего нефтегазового концерна Wintershall Райнер Зеле отметил: «Как представитель российско-немецкой внешней торговой палаты могу сказать, что все наши члены выступают против любых экономических санкций в отношении России. Это означает, что представители немецкой промышленности в один голос заявляют, что не желают введения каких-либо экономических санкций».

О «Южном потоке» г-н Зеле сказал: «Лично я не вижу альтернатив этому проекту, который обеспечит прямую связь между европейскими рынками и российским газом без транзитных стран. Что еще нужно? Это лучший проект по стандартам стабильности и безопасности поставок газа».

Стоит упомнить, что Wintershall крайне заинтересован в развитии совместных долгосрочных проектов с «Газпромом» – речь идет об инвестициях на суму 500 млн. евро в разработку газоконденсатных месторождений в Западной Сибири.

Бизнес однозначно будет жестко отстаивать свои интересы, не всегда созвучные с политической целесообразностью. И еврочиновникам придется приложить немало усилий, чтобы найти варианты нивелирования  диссонанса между политикой и коммерцией.  

Наша стратегия и американские попутчики

Украина будет бороться за «бессмертие» своей ГТС, пытаясь остановить строительство обходного маршрута. 19 июня Арсений Яценюк озвучил планы по борьбе с «Южным потоком», предложив создать совместную компанию – оператор ГТС. «Собственность компании-оператора, а именно контрольный пакет акций компании-оператора, принадлежит исключительно государству Украина. А 49% акций этой компании могут принадлежать исключительно газотранспортным компаниям стран – членов ЕС, которые при этом являются участниками Европейского энергетического сообщества, и США. И то лишь в том случае, если эти компании сертифицированы соответствующим образом», – заявил Яценюк.

Примечательно, что помимо европейских компаний, которые могут быть заинтересованы в общем управлении ГТС, премьер хочет привлечь и американцев. Предлагая партнерам из ЕС и США доступ к ГТС, Украина попытается добиться инвестиций для ее модернизации, актуализируя потенциал системы и отбросив «Южный поток» на второй план как проект более дорогостоящий. И по части инвестиций США могут сыграть ключевую роль. Кооперация с американцами в вопросе борьбы с «Южным потоком» может принести выгоды.

Однако стоит учитывать долгосрочные риски и возможные варианты развития событий. Если США в партии с «Южным потоком» возьмет верх, склонив к более решительным действиям ЕС (в вопросе санкций в том числе), и начнет продвигать проекты поставок сланцевого газа, украинская ГТС в долгосрочной перспективе вряд ли выиграет. При таком исходе поставки российского газа все равно будут снижаться, и загрузка трубы упадет в любом случае. Так что ситуативный союз с американцами принесет выгоду лишь в краткосрочной перспективе.

Сложно предвидеть, как будет развиваться ситуация. Основные игроки определились со стратегией и сделали ставки. Тот или иной сценарий получит развитие в зависимости от решений ЕС, где однозначной и четкой позиции пока нет.