Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С момента начала кризиса на Украине Россия ведет масштабную и непрерывную медийную кампанию, направленную на формирование глобального восприятия относительно происходящих там событий. Масштабы предпринимаемых усилий беспрецедентны. И пока она проводится в значительной мере без противодействия. В связи с отсутствием противоположной точки зрения предпринимаемые Россией действия приносят результат.

Можно сказать, как в известном фильме, «А теперь не смотри», но Москва выигрывает медийную войну.

С момента начала кризиса на Украине Россия уже в течение почти четырех месяцев ведет масштабную и непрерывную медийную кампанию, направленную на формирование глобального восприятия относительно происходящих там событий. Это наступление, проводимое совместно такими государственными средствами массовой информации как телеканал Russia Today при активном участии печатных изданий, радио и телевидения, включает в себя все — от ложного изображения украинских политических партий до откровенной фабрикации уровня пророссийских настроений, существующих на юге и на востоке Украины.

Масштабы предпринимаемых усилий беспрецедентны. По мнению российского политического комментатора Игоря Эйдмана, есть все основания говорить о «самой крупной информационной спецоперации» в современной истории. И пока она проводится в значительной мере без противодействия. Соединенные Штаты и Европа, разделенные по вопросу о том, как лучше каждому из них ответить на украинский кризис и на российскую политику в целом, мало что сделали в смысле организации стратегического ответа. 

В связи с отсутствием противоположной точки зрени предпринимаемые Россией действия приносят результат. У себя дома российский президент Владимир Путин, представивший вторжение на Украину как стратегическую победу, находится на волне беспрецедентной популярности. Опубликованные результаты недавно проведенного Левада-Центром исследования показали, что действия Путина одобряют 82% россиян в возрасте от 40 до 54 лет, а среди более молодых жителей страны, которые не помнят советские времена, уровень поддержки еще выше. За границей немалое количество людей согласились с идей о том, что Крым был аннексирован более или менее законно и что дальнейшие действия России на Украине —  хотя они и нежелательны —  могут оказаться совсем не такими уж незаконными. 

Американская публичная дипломатия с опозданием пытается противодействовать подобной оценке событий. Различные американские вещательные организации (главные среди них —  «Радио Свободная Европа» и «Голос Америки») делают это за счет расширения освещения событий «на постсоветском пространстве». Кроме того, был запущен такой проект как «Реальности Крыма» (Crimea Realities) —  новый веб-сайт, призванный вести борьбу с дезинформацией о том, что происходит в этом новом российском регионе. Однако сделать предстоит еще немало.

Для распространения своих взглядов и настоящего соревнования в этой области с Россией Соединенным Штатам нужны ресурсы. В настоящее время русская служба радиостанции «Голос Америки» получает ничтожно мало —  всего 13 миллионов долларов в год, что составляет лишь малую часть от суммы в 300 миллионов долларов в год, которые телеканал Russia Today тратит на свой особый бренд «новостей». На этом уровне американская публичная дипломатия, работающая на русскоговорящий мир, лишена всего, что соответствовало бы масштабам и охвату для противодействия Кремлю.

Более того, необходимые для подобной работы материальные средства уже есть, но они запрятаны в различных правительственных организациях Соединенных Штатов (в таких как ныне не работающий Американо-российский инвестиционный фонд Агентства США по международному развитию). Просто требуется внимание со стороны Конгресса для того, чтобы их перенаправить и использовать для достижения целей публичной дипломатии. 

Еще более важно то, что американское вещание требует к себе постоянного внимания со стороны Белого дома. В течение своего первого срока администрация Барака Обамы придумала идею «перезагрузки» отношений с Россией, которую она рассматривала как центральное звено в своей международной политической повестке. Подобный подход пришелся на сложное время еще до событий на Украине. После начала украинского кризиса он был полностью дискредитирован. Белый дом с того момента прилагает значительные усилия для того, чтобы сформулировать нечто, напоминающее последовательную политику в отношении России. Но поскольку ее нет, то ответ официальных средств массовой информации на действия путинской России остается по большей части неуправляемым. 

Новый подход чрезвычайно необходим. Российская агрессия в отношении Украины представляет собой не что иное, как вызов установившемуся политическому и правовому порядку в Европе. Поэтому требуется активный и общий ответ западных стран. Противодействие российской пропаганде обязательно должно стать главным компонентом подобного рода усилий. Если мы хотим сохранить надежду на разрешение этого кризиса без дальнейшего проявления авантюризма со стороны России, то российские граждане должны знать потенциальную политическую и экономическую цену, связанную с ним, а зарубежной публике следует осознать последствия нынешнего кризиса для европейской безопасности и европейского единства в долгосрочной перспективе.

Давно пора Соединенным Штатам начать серьезно говорить им об этом.

 

Айлан Берман является вице-президентом расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия, Американского совета по внешней политике.