Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай создает новую Великую империю

© East News / Eyevine/UPI PhotoКитайские солдаты перед началом торжественной церемонии в Большом зале народа в Пекине
Китайские солдаты перед началом торжественной церемонии в Большом зале народа в Пекине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На новой, изданной с государственного благословения карте Южно-Китайское море, площадь которого - более 3 миллионов квадратных километров, не спрятано внизу карты в уменьшенном виде, а изображено в том же масштабе, что и основная территория Китая. Таким образом Китай получается увеличенным на одну треть. Зрительно это и есть новая Великая Империя — на суше и на море.

Новая политика призвана систематизировать и сделать более эффективным влияние Китая в мире. И все это происходит в ранее неизвестных масштабах и с такой скоростью, которую до этого не знала ни одна страна.

На церемонию закладки строительства самой удаленной и самой дорогой в мире расположенной на острове школы мэр города Сяо Цзе (Xiao Jie) пригласил всех уважаемых людей из города Саньша. Многие гости не приехали. Самый молодой город Китая насчитывает всего 1443 жителя. Для 40 детей местных рыбаков, министерских чиновников и военных, согласившихся приехать со своими семьями и надолго обосноваться на этом острове, мечта стала реальностью.

Находящееся на расстоянии 3,7 тысячи километров пекинское правительство одобрило выделение 36 миллионов юаней (4,3 миллиона евро) на строительство этой школы. В середине июня был заложен фундамент на острове Юнсин (Остров Вуди). «Через 18 месяцев школа уже будет готова принять учеников», — торжественно заявил мэр города Сяо. Информационное агентство Xinwenshe в восторге сообщает: «Время, когда у города Саньша не было собственной школы, прошло».

Долго ждать городу Саньша не пришлось. Это расположенное в море поселение — оно находится на расстоянии 350 километров от провинции Хайнань — существует всего два года. Этот небольшой участок земли, площадь которого составляет 2,13 квадратных километра, является, тем не менее, крупнейшим из 40 рифов и песчаных отмелей группы островов Сиша (Парасельские острова). В июне 2012 года статус Саньша официальным указом из Пекина был повышен до уровня самого маленького города Китая.

Однако у Пекина есть большие планы относительно этого расположенного на острове города. Он является первым опорным пунктом геостратегических экспансионистских планов Народной Республики, направленных на то, чтобы в полном смысле слова прочно обосноваться в Восточно-Китайском море. И это не последний опорный пункт. Город Саньша является частью новой стратегии, с помощью которой глава государства Си Цзиньпин хочет сделать былью свою мечту: Китай должен стать «великой нацией», мировой империей.

Китай расплачивается за инвестиции в коррумпированные режимы

Поэтому все теперь должно происходить быстро в городе Саньша: спустя четыре недели после своего основания там уже был свой парламент с 45 депутатами, приехавшими из провинции Хайнань. В начале июня 2012 года бывший сотрудник сельскохозяйственного ведомства провинции Хайнань Сяо Цзе был назначен мэром города. Его рабочий кабинет находится теперь в здании муниципального совета с куполообразной крышей. Пекинская Центральный военный совет разместил там армейский гарнизон.

Срединная империя получила таким образом центр управления в Южно-Китайском море, откуда она хочет получить доступ к новому жизненному пространству, а также к рыбопромысловым районам и ресурсам, в первую очередь речь идет о нефти и природном газе. В соответствии с планами Пекина, это море в будущем будет использоваться как отправная точка в реализации его торгово-политической экспансии для обеспечения доставки сырья и снабжения энергоносителями. А также для того, чтобы вновь повысить темпы экономического роста и обеспечить рынки сбыта для экспортных товаров в Южной Азии и в Африке.

Пока плохо скоординированная политика «Действуй глобально» (Go Global) привела только к тому, что многие инвестиции и индустриальные проекты за границей провалились. Государственный инвестиционный фонд CIC, судя по всему, понес значительные убытки в связи со своими миллиардными вложениями, поскольку менеджеры этого фонда оказались неопытными. Китайские предприниматели инвестировали средства в проекты строительства портовых сооружений и аэропортов на аннексированном в настоящее время русскими полуострове Крым, на побережье Пакистана, в Никарагуа, в греческом Пирее, а также вложили деньги в строительство небольшой воздушной гавани в немецком городе Пархим (Parchim). Однако все эти объекты недостаточно связаны в единую сеть для того, чтобы быть эффективными.

Пекин также постоянно недооценивал серьезность опасности, связанной с инвестициями в рискованных государствах с деспотичными и коррумпированными режимами. Китай вынужден был заплатить свою цену за подобные ошибочные решения. В 2011 году Пекин был вынужден отозвать 35 тысяч человек из Ливии, занятых в разного рода проектах, и 1,8 тысячи из Египта. Пекину пришлось вмешаться и заплатить выкуп в многочисленных случаях похищения людей во многих странах — от Пакистана до Центральной Африки. В мае этого года после антикитайских волнений во Вьетнаме Китай эвакуировал 3500 рабочих местных фабрик, а в июне ему нужно было спасать в Ираке 1200 китайских специалистов, оказавшихся на линии фронта.

«Стратегия двойного Шелкового пути»

Новая политика должна теперь систематизировать влияние Китая в мире и сделать его более эффективным. Основную линию, которую глава государства Си Цзиньпин представил в 2013 году стране, можно перевести как «стратегия двойного шелкового пути». Си хочет вновь оживить оба традиционных направления «Шелкового пути». Наземный вариант должен стать «Шелковым путем экономических коридоров», а морское направление — «Шелковым путем 21-го столетия». В свое время протяженность «Шелкового пути» составляла 7 тысяч километров, и это направление Срединная империя использовала для своей внешней торговли. Во времена ее расцвета при правлении династии Тан этот торговый путь шел от бывшего когда-то императорским городом Сианя через Центральную Азию и арабские государства к Средиземному морю. Второй «Шелковый путь» проходил по морю от южного побережья Китая через Южно-Китайское море в сторону Южной Азии, Ирана и далее в направлении Восточной Африки. Арабские, персидские, азиатские и европейские торговцы по этим путям доставляли свои товары в Китай. Сегодня сам Китай собирается отправиться в путь и хочет создать «Экономические коридоры протяженностью 10000 километров».

Пекинские государственная казна неплохо наполнена. Премьер-министр Китая Ли Кэцян (Li Keqiang) во время своего визита в Африку в мае этого года обещал увеличить объем китайских льготных кредитов до 30 миллиардов долларов. Эти деньги будут связанными, они должны направляться на реализацию инфраструктурных проектов, доходы от которых будут получать китайские компании. Таким образом западные конкуренты будут выдаваться с рынка.

Африка становится более китайской

2500 китайских компаний уже вложили деньги в африканские сельскохозяйственные предприятия в Намибии, а также в шахты и рудники, в нефтяные месторождения, в добычу урана — и в целом они составили 25 миллиардов долларов. Это уже привело к тому, что у китайцев в определенной степени образовался не очень лестный имидж представителей новой колониальной державы.

Стратегия «Шелковых путей» направлена на то, чтобы связать между собой с помощью экономических коридоров 40 азиатских, африканских и европейских государств с населением в 3 миллиарда человек, то есть половину населения планеты. Первая торговая держава и вторая экономическая держава, кажется, нашла путь для того, чтобы использовать экономическую мощь для своего геополитического взлета.

Но стратегия Китая частично также направлена против Соединенных Штатов. Таким образом Пекин реагирует на создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, которая была образована Вашингтоном в обход Китая. Такое мнение высказывает Чо Цзяньго (Huo Jianguo), директор аналитического отдела Министерства торговли. Пекин надеется привлечь в качестве партнеров проекта «Шелковых путей» такие страны как Индонезия и Малайзия, и делается это для того, чтобы ослабить влияние Соединенных Штатов, которые хотят утвердиться в качестве тихоокеанской державой в Азии.

Провинция Хайнань должна стать «Южными воротами» и получать выгоду от реализации «Стратегии шелковых путей». А новый, возникший из реторты город Саньша предполагается сделать транспортным узлом, пунктом снабжения, а также туристическим раем. Этому острову Пекин придает ключевое значение. В 1974 году произошло короткое морское сражение за эту группу островов, и тогда китайские боевые корабли вынудили отступить ВМС Вьетнама. Вьетнам основывает свои претензии на событиях 17-го века, а Китая приводит данные 10 века, подчеркивает один из сотрудников китайского Министерства иностранных дел. «Наши претензии на 700 лет старше», — добавляет он.

Малейший конфликт может вызвать кризис

Город Саньша в Китае


В настоящее время город Саньша располагает взлетно-посадочной полосой в 2,5 тысячи метров для приема военных и гражданских самолетов, установками по опреснению морской воды, электростанциями и предприятиями по переработке мусора — все это позволяет островному городу быть полностью автономным. Саньша в переводе означает «три песчаных отмели». Это название берет свое начало от трех расположенных в Южно-Китайском море групп островов, на которые претендует Китай: группа островов Сиша (Xisha), который Пекин контролирует, острова Зонгша (Macclesfield Bank) и Наньша (Spratley).

Китайское информационное агентство «Синьхуа» приводит свой подсчет: «Новый город обладает административным суверенитетом над 200 островами, песчаными отмелями и рифами площадью в 13 квадратных километров и расположенных в Южно-Китайском море, и на этом основании еще и над двумя миллионами квадратных километров водного пространства в этой районе». Таким образом, Саньша контролирует район, который почти в шесть раз больше Германии. Однако с подобным толкованием не согласно ни одно из соседних государств.

Китайская Народная Республика игнорирует все протесты, хотя она, помимо островов Сиша контролирует лишь семь рифов из островов Спратли (Spratley). Вьетнам в настоящее время держит под своим военным контролем 29 островов, Филиппины — девять, Малайзия — пять и Тайвань — один. После недавних антикитайских волнений во Вьетнаме, вспыхнувшие по поводу расположенной на расстоянии 130 морских милей от берегов Вьетнама китайской нефтяной платформы, Пекин потребовал от Вьетнама и Филиппин освободить «незаконно занятые острова».

Кроме того, Китай заявил о своем намерении установить три новых нефтяных платформы в Южно-Китайском море. Следующий виток эскалации не заставит себя долго ждать. Манила обнаружила, что в середине июня китайские грузовые суда насыпали песчаные отмели в районе южного рифа Джонсона для того, чтобы там можно было начать строительство. Манила обвинила Пекин в искусственных претензиях на островные территории с целью создания там военных баз.

В Восточно-Китайском море Китай и Японии спорят по поводу островов Сенкаку/Дяоюйдао, управляет которым в настоящее время Токио. Малейший инцидент между ежедневно угрожающими другу кораблями береговой охраны обеих стран может вызвать цепную реакцию. «Международная кризисная группа» осудила экспансионистскую политику Китая. По мнению ее членов, Китай несет ответственность за «масштаб и неопределенность своих территориальных претензий, а также — за свое самонадеянное поведение».

Угроза социальной дестабилизации

Желание установить свой контроль над удаленными месторождениями нефти и природного газа, активное вооружение всех заинтересованных стран, используемый всеми участниками конфликта националистический тон, особенно почувствовавшего возможность достижения успеха японского премьер-министра Синдзо Абэ, который хочет вновь сделать из своей страны военную державу, — все это превращает оба этих морских района в кризисный очаг. Южно-Китайское моря является одним из главных морских путей для растущих азиатских регионов, и там проходят 80% нефтяных танкеров, направляющихся в Китай, Японию и Южную Корею. Тот, кто контролирует Южно-Китайское море, контролирует морские пути от Малаккского пролива, Западной Азии, Африки и Европы в направлении Восточной Азии. Это одна из причин, по которой Соединенные Штаты разместили 60% своего военно-морского флота в Тихом океане.

В течение тысячелетий Срединное царство занималось преимущественно само собой. Даже поразительные семь морских экспедиций евнуха и морского путешественника Чжэн Хе 600 лет назад были быстро прекращены по внутриполитическим причинам и остались без последствий для судеб страны. Но в настоящее время Китай стремительно продвигается вперед. Вместе с тем захватывающая дух скорость преобразований его экономики и общества таит в себе угрозу социальной дестабилизации, отметил американский эксперт по Китаю Кеннет Либертал (Kenneth Lieberthal) в газете South China Morning Post.

Все происходит с такой скоростью, в таких масштабах и объемах, каких раньше еще не знала ни одна страна в мире. Это относится и к экспансии Китая. Нация, которая еще 15 лет назад могла только мечтать о глубоководном погружении и о космических полетах, сегодня с помощью современных подводных аппаратов исследует морское дно в поисках полезных ископаемых на глубинах от 4000 до 7000 метров.

Судостроительный концерн CSIC объявил о начале серийного производства пилотируемых глубоководных аппаратов. Они будут использоваться для поиска природных ресурсов преимущественно в акватории Южно-Китайского моря. Еще более поразительными представляются достижения в области космических полетов. В 2020 году, когда, как запланировано, будет прекращена работа Международной космической станции, Китай хочет стать единственной страной в мире, обладающей своей собственной пилотируемой станцией, страной, от которой будут зависеть другие участвующие в освоении космоса государства.

«Своего банкира не критикуют»

В стратегические намерения Китая входит также участие в разработке последних еще не распределенных районов нашей планеты в Арктике и Антарктике. Хотя Китайская Народная Республика не расположена непосредственно в этих регионах и поэтому не имеет права выдвигать притязания на Северный или Южный полюс, она, тем не менее, получила статус наблюдателя в Арктическом совете, а также создала у себя ведомства по делам Арктики и Антарктики.

11 июля отправляется шестая крупная экспедиция по исследованию Арктики, где расположены крупнейшие в мире месторождения нефти и природного газа, а также других полезных ископаемых, сообщил в интервью газете China Daily руководитель исследовательского проекта Ван Цзун (Wang Zong). «Мы, так же как и другие страны, заинтересованы в добыче полезных ископаемых, находящихся подо льдом в районе Северо-западного прохода», — добавил он. Когда этот маршрут из-за изменения климата станет свободным ото льда и проходимым, Китай сможет отправлять контейнеровозы в Европу, и расстояние в таком случае будет на 5186 километров меньше, что равняется девяти дням пути.

Культура также используется в ходе этого китайского наступления. В 2005 году в Южной Корее был открыт первый Институт Конфуция — это был пилотный проект, направленный на то, чтобы установить монополию Китая на распространение во всем мире китайского языка и его использование в коммерческих целях. Чиновники государства, инициировавшие этот проект, были удивлены его успехом. В конце июня количество Институтов Конфуция достигло уже 445, и они работают теперь в 122 странах мира и регионах.

Это наиболее успешный проект Китая в области продвижения своего имиджа, поскольку Пекин из-за постоянных нарушений прав человека, а также существующей в стране социальной несправедливости и все более самонадеянной политики часто подвергается критике. В Германии работают 15 Институтов Конфуция, а в Соединенных Штатах 100. Там в последнее время в академической среде возникает недовольство по поводу вызывающего беспокойство роста влияния на свободу обучения в тех университетах, которые являются партнерами Институтов Конфуция.

Крупное наступление Китая поддерживается громадным количеством валютных ресурсов, которые Китай накопил как мировая мастерская и которые позволили ему стать крупнейшим покупателем американских долговых обязательств. Запущенная бывшим госсекретарем США Хилари Клинтон остроумная фраза сегодня оправдана, как никогда ранее. «Своего банкира не критикуют», — сказала она, когда ее спросили о том, почему она не обсуждает открыто существующие в отношениях с Пекином проблемы. По данным Государственного валютного управления (SAFE), на конец марта все официально зарегистрированные финансовые вложения Китая за границей составили 6,13 триллиона долларов.

Мирный взлет Китая как пропаганда

Большая часть этой суммы приходится на валютные резервы, объем которых составляет 4,01 триллиона долларов. Однако эти цифры также показывают, что прямые инвестиции китайских предприятий за границей сегодня составляют всего лишь 10% от его валютных запасов, то есть 621,5 миллиарда долларов. В свою очередь иностранные инвесторы вложили в Китай 2,42 триллиона долларов, то есть примерно в четыре раза больше. «Финансовая огневая мощь» Народной Республики остается ограниченной, если мы вычтем объявленные SAFE валютные резервы в размере 4,14 триллионов.

Пока последствия экспансионистской политики Китая Европа и Соединенные Штаты почувствовали лишь косвенно. Однако аналитики Стокгольмского института исследования проблем мира (Sipri) опасаются того, что ситуация скоро может измениться. Эксперты этого Института в недавно опубликованном исследовании «Защита заморских интересов Китая», установили, что Пекин постепенно расстается со принципом невмешательства.

Мирный взлет Китая — это пропагандистская фраза. Стокгольмский институт обращает внимание на то, что глава государства Си, который находится у власти уже два года, еще не дал никаких инструкций относительно ставшей популярной рекомендации, которую архитектор реформ Дэн Сяопин оставил своим преемникам: «Всегда сохранять холодной голову, проявлять сдержанность, не принимать активного участия в международных спорах и никогда не действовать поспешно».

Пекин сегодня считает, что теперь подобные рекомендации ему не нужны. На этой неделе изданная с государственного благословения картографическим издательством в провинции Хунань новая вертикальная карта страны произвела настоящий фурор. На ней Южно-Китайское море, на которое претендует Китай, не спрятано внизу на карте в уменьшенном масштабе, как это было раньше на горизонтальных картах. На новой карте Южно-Китайское море, площадь которого составляет более 3 миллионов квадратных километров, изображено в том же масштабе, что и основная территория Китая, и такими образом получается увеличенный на одну треть Китай. Зрительно это и есть новая Великая Империя — на суше и на море. Китай все делает для того, чтобы эта древнейшая мечта вскоре стала реальностью.