Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уроки для журналистов: как сайт Storyful проверяет правдивость сенсационных новостей

© Фото : Fotolia, Sergey NivensИнтернет
Интернет
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сайт Storyful продает доверие. А новостные организации его покупают. Эта компания, учрежденная в 2010 году в Дублине бывшим корреспондентом ирландского национального телевидения Марком Литлом, на многое идет в попытках доказать или опровергнуть подлинность и достоверность видеоматериалов и сюжетов, которые распространяются в социальных сетях со скоростью лесного пожара.

Сайт Storyful продает доверие. А новостные организации его покупают. Эта компания, учрежденная в 2010 году в Дублине бывшим корреспондентом ирландского национального телевидения Марком Литлом (Mark Little), на многое идет в попытках доказать или опровергнуть подлинность и достоверность видеоматериалов и сюжетов, которые распространяются в социальных сетях со скоростью лесного пожара. В штате его детективной службы в редакциях новостей в Гонконге, Ирландии и Нью-Йорке состоит 45 человек, и эта служба становится все более важной для сталкивающихся с жесткой конкуренцией средств массовой информации. Особенно это касается ситуаций с сенсационными новостями, когда появляется информация пользователя с видеокадрами с места событий.

Storyful выясняет три основных момента при проверке контента социальных СМИ: дату, место и личность человека, разместившего материал. Компания анализирует видео, погоду, бросающиеся в глаза объекты местности, звучащие фоном радиопередачи и прочие кажущиеся маловажными детали. Они могут стать важными подсказками при проверке подлинности контента. Персонал Storyful ведет постоянный мониторинг Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Vine, Flickr и прочих источников, отыскивая там популярные изображения и информацию.

«У нас - три главных цели, — говорит репортер Storyful Меган Спешиа (Megan Specia). — Как можно раньше обнаружить контент, проверить это по самым требовательным и строгим стандартам, а затем передать его нашим клиентам».

Компания Storyful быстро растет. Недавно ее купила News Corps, и услугами этого сайта пользуются новостные организации со всего света.

«В будущем году мы можем удвоить численность нашего персонала», — заявляет Литл, который до 2009 года работал на ирландском национальном телеканале RTE.

Крупные новостные средства массовой информации, такие, как New York Times, Yahoo и ABC, ежемесячно вносят плату за подписку, чтобы иметь доступ к ленте новостей Storyful, в которую включают самые свежие и проверенные новости сервиса для клиентов. По словам Литла, стоимость месячной подписки может составлять от 1500 до нескольких десятков тысяч долларов в месяц в зависимости от особенностей требований заказчика и уровня доступа к различным темам и регионам.

Эксперт по использованию социальных сетей в новостях Стив Батри (Steve Buttry) говорит о том, что социальные сети - это довольно новая информационная среда для журналистов, а поэтому в ней особенно трудно устанавливать подлинность фактов.

Батри, работающий приглашенным сотрудником в школе массовых коммуникаций при университете штата Луизиана, отмечает, что работа Storyful очень важна.

«Мне кажется, что они на очень правильном пути. Они говорят о качестве журналистики и о скептической проверке материала на достоверность, используя творческие и весьма изобретательные методы по проверке фактов», — заявляет Батри.

Вот пошаговое руководство, в котором рассказывается о том, как Storyful проверяет различный контент в социальных СМИ. Оно составлено на основе интервью с сотрудниками компании и отчетов с ее вебсайта.

Бостонский марафон


Согласно заявлению вебсайта Storyful, он сообщил своим подписчикам новость о взрыве на финише Бостонского марафона «за пять минут до того, как на месте оказались репортеры из новостных организаций». Вот как сотрудники компании проверяли подлинность видео с YouTube, на котором показан первый взрыв.



Для проверки видео с YouTube, которое Storyful разместила 16 апреля 2013 года, использовались кадры карт Google в режиме «Просмотр улиц».

1) Журналисты из Storyful сравнили фон видео на YouTube с фоном в режиме «Просмотр улиц», дабы убедиться в том, что съемка была сделана именно в Бостоне.

2) После некоторых поисков они выяснили, что видео на YouTube выложил пользователь Twitter NightNeko3, о чем сообщается в блоге Storyful.

3) Далее, они проверили имя пользователя в Pinterest и выяснили, что оно принадлежит Морган Триси (Morgan Treacy). В профиле Триси в Facebook говорится, что она из штата Нью-Йорк.

4) Поскольку на видеокадрах предположительно показана мать Триси в момент взрыва, журналисты из Storyful провели поиск на регистрационной странице Бостонской атлетической ассоциации и нашли одну-единственную бегунью по фамилии Триси. Это была Дженнифер Триси, 45-49 лет, штат Нью-Йорк.

5) Зафиксированное время Триси показывает, что 40-километровую отметку женщина пересекла в 14 часов 38 минут, но финишную черту, которая двумя километрами далее, она не пересекала. Средняя скорость у Дженнифер равна одной миле за 10 минут, о чем свидетельствуют данные на страничке регистрации, и журналисты пришли к заключению, что она должна была оказаться на месте взрыва в 2 часа 50 минут, когда и была сделана видеозапись.

6) Далее, человек по имени Джерард Куинн (Gerard Quinn), находящийся в контакте с Морган Триси в Facebook, написал, что гордится своей племянницей Триси, принимающей участие в Бостонском марафоне. Позднее он сообщил, что женщина направляется домой, не пострадав от взрыва.

7) Сотрудники нашли имя Дженнифер в телефонном справочнике и позвонили ей, дабы убедиться, что на видео именно она.

Тайна низколетящих вертолетов

В другом случае 28 февраля 2014 года над Крымом были замечены 11 вертолетов, которые летели в боевом строю на малой высоте. Было это за день до того, как Россия официально приняла решение об использовании силы в этом регионе. Как сообщается в блоге Storyful, данное видео указывало на нарушение российскими вертолетчиками соглашений между двумя странами. Видео было размещено на YouTube, и коллектив Storyful приступил к работе.



1) Журналисты Storyful нашли аккаунты загрузившего видео человека по его информации в YouTube, где говорится, что он живет под городом Евпатория.

2) На самом деле, это и видеосъемкой-то назвать нельзя: кадры плохого качества, на которых видны летящие низко над землей вертолеты и едущие по улице машины. Но на заднем плане из автомобильного радиоприемника автора съемки слышна радиопередача крымского радио. Storyful перевела ее. Там говорится о перебоях в движении общественного транспорта из российского города Краснодара в Крым со ссылкой на сообщение российского агентства «Интерфакс».

3) Storyful несколько раз проверила это сообщение. В нем содержалась та же информация, которую можно услышать на видео. Таким образом была подтверждена дата съемки — 28 февраля.

4) Storyful проверила погоду на видеокадрах, обратившись к карте сайта Weather Underground, которая предоставляет данные о погоде в режиме реального времени и из архива. Обложившие небо низкие облака соответствовали прогнозу погоды в населенном пункте Червонное, где предположительно была сделана съемка.

5) На YouTube было загружено еще одно видео вертолетов. Автор съемки сообщал, что машины летели из Евпатории в Севастополь. Переведя подпись к видео через сервис Google Translate, журналисты Storyful обнаружили, что там есть весьма необычное слово «Песочная» — видимо, существительное.

6) Они ввели это слово в Google Maps и нажали кнопку «Просмотр улиц». Приблизив картинку, журналисты узнали некоторые здания с видео. Теперь они выяснили точное место.

7) Каков результат? Официальные власти со временем подтвердили то, что уже знали сотрудники Storyful: «Государственная пограничная служба Украина впоследствии заявила, что в украинское воздушное пространство на малой высоте вторглись более 10 российских вертолетов».

Где подорвали танк?


Поскольку цена камер высокого разрешения сегодня снижается, многие повстанцы могут теперь снимать на видео конфликты с места своего расположения, показывая войну в невиданном до сих пор ракурсе. Недавно на YouTube были размещены две видеозаписи загоревшегося танка из зоны сирийского конфликта. Как сообщает Storyful, одно из них разместили атакующие повстанцы, а второе Независимое сетевое новостное агентство ANNA (Abkhazian Network News Agency). В них указывается, что свою атаку повстанцы провели в пригороде Дамаска Дарайя, расположенном неподалеку от западной границы страны. Но можно ли точно указать то место, где взорвался танк?



1) Сначала журналисты постарались определить заметные ориентиры на местности. На заднем плане видео они обнаружили стоящую особняком водонапорную башню белого цвета, а также угловой дом.

2) Команда Storyful провела поиск в Google Maps и нашла две водонапорные башни в Дарайе.

3) На вебсайте Panoramio, где размещаются фотографии различных объектов местности, они обнаружили еще один снимок водонапорной башни, похожей на ту, что видна на видео.

4) При помощи постов в Facebook и визуальных данных с самого видео журналисты сделали вывод, что видеосъемка велась утром. Они предположили, что башня находилась к юго-востоку от съемочной камеры. Таким образом, подбитый танк должен был находиться к северо-западу от водонапорной башни.

5) В 500 метрах к северо-западу от водонапорной башни есть перекресток. Со спутникового изображения перекрестка видны угловой дом и белое здание. Команда Storyful сделала вывод, что танк был подбит как раз в том месте.

Другие советы и подсказки по проверке и установлению подлинности

1) Во всем сомневайтесь. «Никогда не верьте авторитетным источникам, — говорит руководитель и учредитель Storyful Литл. — Никогда не исходите из того, что если кто-то в традиционных СМИ пользуется уважением, значит, он говорит правду».

2) Неоднократно проверяйте свой контент. Редактор новостей Малачи Браун (Malachy Browne) советует репортерам использовать поиск изображений Google, чтобы отыскать самую первую размещенную версию картинки, потому что очень часто поддельный контент просто репостят под другими названиями. Он предлагает использовать общедоступный инструмент Storyful под названием Storyful Multisearch, с помощью которого можно осуществлять поиск по различным социальным сетям и находить самый свежий контент.

3) Проверяйте источник. Батри из университета штата Луизиана советует проверять профиль любого, кто сообщает важные новости первым, выясняя, как долго этот человек присутствует в Twitter, и насколько достоверными были его/ее твиты в прошлом. Если есть возможность, надо поговорить с человеком, скрывающимся за своим аккаунтом. «Безусловно, один из самых важных способов - это законтачить с таким человеком лично, либо по телефону, и провести обычную репортерскую работу», — говорит Батри. Также полезно искать скопления твитов: чем больше людей сообщают о событии, тем больше вероятность, что оно действительно имело место.

4) И наконец, Литл дает каждому журналисту золотой совет: «Наверное, самое важное — не быть глупцом».