Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польша нужна России в качестве врага

Интервью с профессором Мачеем Мрозовским, экспертом по СМИ, сотрудником Университета Социальной Психологии (SWPS)

© коллаж ИноСМИФлаги России и Польши
Флаги России и Польши
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большой империи нужен враг, такова логика. В последнее время российские СМИ начали массированную антипольскую атаку. Россияне получают лживые известия: «Польша хочет вернуть свои давние земли», «польский батальон сражается на Украине», «Польша обучает украинские боевые отряды». Чего хочет Россия от Польши?

В последнее время российские СМИ начали массированную антипольскую атаку. Россияне получают лживые известия: «Польша хочет вернуть свои давние земли», «польский батальон сражается на Украине», «Польша обучает украинские боевые отряды». Чего хочет Россия от Польши? Какова цель этой атаки, спросили мы профессора Мачея Мрозовского (Maciej Mrozowski).

«Польша представляет для России проблему, так как Россия представляет проблему для Польши», — говорит наш собеседник. Он объясняет, что аннексии и многолетнее российское доминирование сложились в комплекс исторического опыта. Россияне знают, что мы их не любим. Мы, правда, с симпатией относимся к российской культуре, к людям, потому что они похожи на нас в эмоциональном плане, но к российскому государству любви мы не испытываем.

В свою очередь, для россиян мы представляем угрозу. Они сделали национальным праздником день изгнания польских панов. (Годовщина изгнания поляков из Москвы, 4 ноября, отмечается в России как День народного единства. Это один из самых важных государственных праздников, который был введен в 2004 году по инициативе Путина.) И хотя польское правление в Кремле продолжалось очень недолго (XVII век), для россиян это важный, практически символический факт.

Большой империи нужен враг, такова логика. Вопреки тому, что могло бы казаться, Германия не является врагом России, а наоборот ей нравится. Она обладает прекрасно организованной экономикой и цивилизацией, которую в значительной степени копируют россияне. Америка далеко, Франция или Англия тоже интересуют их меньше. Но Польша — это непосредственный враг. Такого близкого врага легче использовать в пропагандистской плоскости.

«Мы не представляем для России военной угрозы, но в определенном смысле несем угрозу культурную и цивилизационную», — подчеркивает эксперт. Как он объясняет, россияне не знают, что в Польше, благодаря тому, что страна находится на чуть более высоком уровне развития цивилизации, люди живут лучше, что мы проводим реформы, развиваемся и демонстрируем путь, который можно взять за образец. Нет, такие влияния необходимо пресечь, предотвратить. Путин неоднократно подчеркивал, что Польша страдает русофобией, что мы их ненавидим и относимся к ним агрессивно, а Запад не воспринимает нас всерьез. Россияне нуждаются в этой подспудной неприязни к полякам, которая время от времени всплывает в СМИ.

Для России это был серьезный удар


История разжигания полонофобии среди российского населения уходит корнями еще во времена Российской империи. После прихода к власти большевиков Польша стала главным внешним врагом. Перед Второй Мировой войной коммунистическая советская пропаганда в контексте Украины называла поляков оккупантами. Но если учесть условия, в которых жило украинское общество, сложившиеся в результате безумного правления Сталина, сложно говорить о пропаганде: это был террор. После войны мы стали частью советской империи, поэтому миру рассказывалось о любящих друг друга народах. Послание пропаганды гласило, что Советский Союз принес Польше двойное освобождение: от немецкой нацистской оккупации и от капитализма. «Польша вдвойне благодарна». В телевизорах были цветы, торжества, парады, динамичное развитие, то есть пропаганда успеха.

"Пражская весна" 1968 года

Читайте также: Голландия столкнулась с Россией

Такой образ функционировал до рубежа 1979-1980 годов. Тогда пропаганда начала рушиться. Однако настоящие перемены наступили при Горбачеве, который пришел к власти в середине 80-х. Молодое поколение коммунистов, открытость к миру, перестройка и гласность, то есть политика прозрачности в общественной жизни. Благодаря этим изменениям образ, демонстрируемый СМИ, сблизился с реальностью. Показывались социальные конфликты, экономические трудности, патологические явления. Польша использовала это и двинулась вперед. «Освобождение Польши от российского влияния было для Москвы серьезным ударом. С ее точки зрения Польша — большая, сильная страна, и если она будет развиваться, то станет помехой», — объясняет профессор Мрозовский.

Польша нужна России в качестве врага


«Цель пропаганды ясна», — утверждает профессор. Это сплочение России и формирование внутренней поддержки. Россия приближается к пределу возможностей развития. Об этом уже давно говорят эксперты. Она развивалась благодаря сырью и импорту технологий, но сама уже не может двигаться дальше. Общественные перемены ведут к тому, что взрослеют следующие поколения и появляется средний класс. Олигархи не подпускают к своему имуществу, а в среднем классе все сильнее растет недовольство из-за отсутствия перспектив для развития. В результате может появиться внутренняя оппозиция, которая будет угрожать Путину.

Может произойти так, как с Януковичем. Если до них доберутся — за воровство, злоупотребления и преступления против народа, их могут сильно потрепать. Это означает необходимость создания внешней угрозы, демонстрации, что «мы справляемся, отвоевываем часть империи». Это чисто имперское мышление. Россияне, за исключением жителей больших городов, — это в основном малообразованный, религиозный народ с магическим мышлением, не занимающийся серьезными калькуляциями и, самое главное, не пользующийся независимыми источниками информации. Он становится жертвой той пропаганды, которая кроится в соответствии с его менталитетом и потребностями.

Запад не верит в этот вздор


После вступления Польши в ЕС, западный мир высказывал сомнения в обоснованности наших опасений в отношении России. Он считал, что мы можем наладить с Россией экономические, политические и культурные контакты, а польские группировки правого толка создают искусственную угрозу для мобилизации электората. Но сейчас они увидели, что под прикрытием сближения с Западом, Россия продолжала действовать, и глобализация ее не цивилизовала.

Поэтому уже никто не верит в тот вздор, которым российская пропаганда кормит своих соотечественников. Мы стали членом НАТО, ЕС, мы достаточно интегрировались, чтобы не поддаваться на такие штучки. С одной стороны Запад к ним невосприимчив, но с другой, он боится вмешиваться и не хочет вступать с Россией в борьбу.

«Пропаганда руководствуется определенной логикой, но в российском случае она давно оторвалась от реальности», — говорит наш собеседник. Сейчас власти нужно найти обоснование происходящему. Ведь Путин не признается и не станет извиняться, что «мы запустили ракету и взорвали самолет». До сбитого самолета у него были пути политического отступления, но сейчас это невозможно. Народ счел бы это поражением. Поэтому ситуация столь драматична и может вызвать дальнейшие угрозы.

Путину придется что-то придумывать, и нам следует быть готовыми к новым пропагандистским ударам, к тому же, очень вероятно, что он нападет на Украину.

Под конец профессор Мрозовский обращает внимание, что если Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) или Дональд Туск (Donald Tusk) получат высокие посты в ЕС, атака со стороны Москвы станет массированной. «Разумеется, это не будет прямой удар, они не станут нападать на весь Евросоюз, пропагандистские удары будут более тонкими, а одновременно коварными и каверзными», — предостерегает эксперт.