Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кремниевая долина: машина желаний

© РИА Новости Лариса Саенко"Кремниевая долина" появилась на свет 40 лет назад
Кремниевая  долина появилась на свет  40 лет назад
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цифровой клиент функционирует как пятилетний ребенок. У него есть друзья и вопросы, он с удовольствием кладет в карман штанов классную игрушку. Таковы бизнес-модели трех крупнейших цифровых концернов — Facebook, Google и Apple. Еще никогда сфера экономики не определялась настолько сильно желаниями клиента, как цифровая индустрия.

Они знают, чего мы хотим. Еще никогда сфера экономики не определялась настолько сильно желаниями клиента, как цифровая индустрия. Само по себе, это неплохо. Машины должны быть подвластны не только инженерам, но и всем людям.

Снова началось? На это неделе акции Facebook на бирже котировались на уровне 138 миллиардов евро. Новый интернет-пузырь? Переоценка новых индустрий, которые в марте 2000 года потащили за собой вниз всю мировую экономику, поскольку слишком много инвесторов поверило в цифровые технологии? У Facebook в последнее время репутация не очень. На котировках в мае 2012 года произошел крупнейший спад в истории технологической компании. Участились исследования, свидетельствовавшие о том, что именно молодые люди толпами покидают сеть. В цифровой экономике речь реже идет о продуктах и все чаще о будущем — людей, а не рынков.

Еще никогда какая-либо отрасль экономики не зависела так от желаний и воли людей, как цифровая индустрия. При всех упреках в адрес всевластной Кремниевой долины нужно отдать должное инженерам на калифорнийском побережье, что они до этого момента редко работали во вред людям. Они не производят напалм, сигареты, контерган — назовем только несколько продуктов-катастроф 20-го века. Кремниевая долина производит, в первую очередь, продукты, приносящие пользу или несущие в себе развлекательную функцию. И концерны зависят не только от массового вкуса, как Голливуд со своей машиной мечты. Кремниевая долина – машина желаний. И самой высочайшее искусство — распознать желания людей, прежде чем они сами их поймут. Это должно быть не так сложно.

В общем, цифровой клиент функционирует как пятилетний ребенок. У него есть друзья и вопросы, он с удовольствием кладет в карман штанов классную игрушку. Таковы и бизнес-модели трех крупнейших цифровых концернов — Facebook, Google и Apple.

Как выглядит интернет, который всегда хотят видеть люди


Чтобы понять, как работает это машина желаний, полезно будет взглянуть на эволюцию информатики. До 70-х годов компьютерные науки концентрировались на основном предмете — математике. Речь шла о создании все более быстрых, мощных и сложных компьютеров. Затем появились домашние компьютеры и интернет — и все изменилось. В исследовательских институтах, таких как Media Lab Массачусетского Технологического Института или Xerox Palo Alto research Center ученые занимаются все меньше железками и все больше — людьми. Потому что компьютеры должны быть подвластны не только ученым и инженерам, но и всем.

Что последовало? Эволюция, которую многие посчитали революцией. Вначале появились домашние компьютеры с многочисленными функциями, которые можно было использовать, кликая мышкой по симпатичным иконкам. Затем появился интернет, который объединил всемирные знания, торговлю и коммуникацию. Смартфон освободил интернет от оков письменного стола. Каждый из этих шагов был реакцией технологии на желания и потребности людей. И это было только начало.

Facebook, Google, Apple с начала нового тысячелетия работают над тем, чтобы уметь считывать наши желания. Некоторые только усмехнутся. Давно известно, что цифровые профи такие точные, что страховые компании могут и без нас точно рассчитать, когда мы заболеем, банки — когда мы обанкротимся, спецслужбы — когда и где совершим преступление.

Если оставить в стороне страховые компании, банки и спецслужбы, мы увидим, что цифровая индустрия может дать людям именно то, что они хотят. Цифровыми концернами руководят не «плохие люди», а самые лучшие, как правило, выпускники престижным ВУЗов. Руководители Facebook Марк Цукенберг (Mark Zuckenberg) и Microsofts Билл Гейтс (Bill Gates) учились в Гарварде; Google — Сергей Брин (Sergey Brin) и Лари Пейдж (Larry Page) — в Стенфорде; Amazon — Джефф Безос (Jeff Bezos) — в Принстоне. Хотя не все они закончили обучение (Стив Джобс) вылетел после первого семестра). Но их важнейший капитал — исполнение больших желаний людей. Хотя нельзя упускать из внимания, что все они обладают инстинктами хищника, при помощи которых боролись с конкурентами.

Самое большое желание людей — чтобы компьютеры исчезли, а польза от них осталась. Возрождение Facebook — хороший пример. Причиной падения на бирже стало то, что от компаний требуют, прежде всего, честности. Facebook вынужден был признать, что пользователи покидают традиционный интернет и отдают предпочтение мобильным устройствам. Для них Facebook стал слишком неудобным, а для клиентов, размещающих там объявления, неэффективным.

Facebook быстро отреагировал. Он приобрел успешные мобильные приложения, такие как Whatsapp и Instagram, и трансфомировал функционирование. Вместо потока фотографий и новостей теперь в Facebook пользователь получает четко структурированную картину. Большинству пользователей не мешают даже объявления, ведь Facebook так хорошо знает пользователя и его друзей, что предлагает объявления, четко соответствующие его желаниям.

Такая предусмотрительность будет и в дальнейшем определять успех этих концернов. Следующие шаги в цифровой эволюции уже обозримы. Все больше молодых пользователей покидают интернет-браузеры и заходят через приложения.. Если верить инстинктам инвесторов Кремниевой долины, мобильные устройства являются только мостом на пути к тем устройствам, которые можно будет носить на себе, и не нужно будет задействовать руки для управления ими. Очки c данными от Google стали первой попыткой в этой сфере.

Решающим шагом станет так называемый интернет вещей. Концерн Cisco рассчитывает выпустить к 2020 году 50 миллиардов устройств с выходом в интернет. Все эти устройства будут иметь одну цель — узнавать желания людей и исполнять их. Интернет будет тем, что Вы на самом деле будете хотеть иметь.

Кому же будет мешать то, что машина слишком хорошо его знает, значит, что он уже находится во власти желаний.