Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Брюссель разрабатывает европейскую систему страхования от безработицы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еврокомиссия разрабатывает европейскую систему страхования по безработице, которая будет финансироваться за счет многомиллиардных трансфертов со стороны самых благополучных стран-членов Евросоюза. Впрочем, такая система не заменит национальную систему страхования. Депутаты-немцы в Европарламенте недовольны: больше всех платить придется, как всегда, Германии.

Станет ли Германия в скором времени платить за безработных в других странах? Еврокомиссия разрабатывает европейскую систему страхования по безработице, финансируемую при помощи многомиллиардных трансфертов со стороны самых богатых стран-членов Евросоюза.

Комиссар ЕС по социальным вопросам Ласло Андор (Lazlo Andor) выступил за увеличение трансфертных платежей внутри еврозоны и конкретизировал предложения по европейской системе страхования от безработицы.

Андор заявил изданию Die Welt, что европейская система страхования не заменит национальных систем. «Европейская система страхования от безработицы будет выполнять только самые основные задачи». Европейское пособие по безработице будет покрывать, например, 40% от размера последнего дохода и выплачиваться в ходе шести месяцев.

Национальная система страхования может увеличивать на определенную сумму размер 40% в течение первых шести месяцев и затем вновь полностью взять на себя исполнение обязательств.

Страховка для социальных систем государств, переживающих кризис

Подобная концепция, продолжает еврокомиссар из Венгрии, способствует экономической стабильности в период конъюнктурного спада и краткосрочному оживлению экономики. «Нам необходима европейская система страхования от безработицы. Тем самым мы могли бы создать страховку для социальных систем отдельных государств. Все страны еврозоны делают взносы на европейские пособия по безработице в общий котел и, в зависимости от уровня безработицы, получают часть из них обратно». Ранее страны, где происходил конъюнктурный спад, сами помогали себе и ослабляли национальную валюту. «Но в случае с единой валютой это невозможно, нужно искать другие пути», — говорит Ласло Андор.

По мнению Андора, европейская система страхования должна финансироваться за счет налоговых поступлений из стран еврозоны. «Не удастся в будущем избежать еще большего денежного трансферта между странами еврозоны». Эти трансферты должны финансироваться за счет средств налогоплательщиков стран-членов союза.

Германия должна стать не только «начальником» финансовой части

«Только при помощи таких фискальных трансфертных платежей валютный союз в будущем станет надежнее. Они направлены на то, чтобы социальные и экономические последствия реформ и конъюнктурных спадов были смягчены, и не было нисходящей спирали», — отметил дипломированный экономист Андор.

Он тут же опроверг утверждения о том, что весь груз ляжет на финансово крепкие страны, такие как Германия, и в плюсе от данного начинания останутся кризисные страны из Южной Европы. «Нет, это не так. Если бы в начале 90-х годов у нас была европейская система страхования от безработицы, то и Германия бы выиграла от нее». Последствия высокой безработицы, по мнению Андора, были бы «менее драматичными». «Европа помогла бы Германии».

Союз предостерегает от трансфертного союза в ущерб Германии

По мнению немецкого депутата Европарламента от партии ХДС Герберта Реуля (Herbert Reul), планы создания общей системы страхования безработных не сняты с обсуждений, а даже наоборот.

«Италия планирует сделать европейскую систему страхования от безработицы центральным проектом своего председательства в Совете ЕС, которое началось в июле и продлится по декабрь этого года», — говорит Реуль. Также активным сторонником данного проекта является Франция. Французское правительство в прошлом активно пыталось продвинуть инициативы по разработке системы страхования от безработицы.

Реуль обеспокоен ситуацией. «Это попытка поставить перед Европой задачи, которые к ней не относятся. Европейская система страхования приведет к масштабному перераспределению внутри Европы, которое должна будет в большой степени финансировать Германия».

Путь в «трансфертный союз», за который выступает Андор, является неверным. «Необходимо проводить структурные реформы в отдельных странах-членах ЕС, чтобы укрепить конкурентоспособность, обеспечить экономический рост и сократить уровень безработицы».

В выигрыше окажутся, прежде всего, Испания и Италия

По подсчетам Института исследования рынка труда IAB (Нюрнберг), европейская система страхования при ставке в 50% от последнего заработка с 2006 по 2011 год обошлась бы Германии примерно в 20 миллиардов евро (нетто). Тем самым Берлин финансировал бы около трети размера европейской системы страхования. Наиболее выигрышной эта система оказалась бы для Испании с притоком в 37,9 миллиардов евро (нетто). Итальянцы бы тоже были в плюсе. По подсчетам института IAB, новая европейская система страхования в их стране, по сравнению с прошлыми годами, приведет к значительному росту числа претендентов на выплаты.

«Автоматические стабилизаторы» против конъюнктурных спадов

В еврозоне на протяжении нескольких лет ведутся дискуссии о том, какие фискальные инструменты необходимы, чтобы при помощи так называемых автоматических стабилизаторов в общем валютном пространстве преодолеть конъюнктурные спады, которые в различной степени затрагивают отдельные страны.

В качестве возможного автоматического стабилизатора рассматривается европейская система страхования от безработицы. В идеальном случае она в случае подъема смягчает спрос, а в случае рецессии — повышает его. Для введения подобной системы необходимо внести изменения в договор о Европейском Союзе, за которые должны проголосовать все страны-участницы.

Альтернативой европейской системе безработицы является концепция «европейского фонда перестрахования», за которую выступает брюссельский экономист Даниэль Грос (Daniel Gros) из Центра европейских политических исследований. Это, своего рода, аналог системы, функционирующей в США, где финансирование страхования от безработицы находится в зоне ответственности отдельных штатов, и правительство в Вашингтоне вмешивается только в исключительных кризисных ситуациях. То есть европейский фонд должен оказывать поддержку только в том случае, если страна-член еврозоны находится в очень тяжелом экономическом положении.