Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Развитие Шанхайской организации сотрудничества и закат гегемонии Запада

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Шанхайская организация сотрудничества», о которой лидеры Москвы и Пекина когда-то могли только мечтать, сейчас включает в себя 11 постоянных членов и наблюдателей. Она достигла такого уровня развития, что уже создает угрозу западной гегемонии и даже отклонила просьбу Соединенных Штатов разрешить им присутствовать на саммитах ШОС в качестве наблюдателя.

«Шанхайская организация сотрудничества», о которой лидеры Москвы и Пекина когда-то могли только мечтать, сейчас включает в себя 11 постоянных членов и наблюдателей. Она достигла такого уровня развития, что уже создает угрозу западной гегемонии и даже отклонила просьбу Соединенных Штатов разрешить им присутствовать на саммитах ШОС в качестве наблюдателя.

Двухдневное заседание лидеров этой организации, окрепшей за счет вхождения в нее многих восточных стран, открылось 11 сентября в столице Таджикистана Душанбе. В нем принял участие Хасан Рухани, президент Исламской Республики Иран, которая в самом ближайшем будущем из страны-наблюдателя ШОС станет ее постоянным членом.

Рухани воспользовался случаем и накануне участия в саммите Организации совершил поездку в Казахстан и Таджикистан. Целью визитов стало укрепление отношений с двумя мощными государствами Центральной Азии и представление «Большого Ирана» на саммите ШОС.

Идея о создании этой организации возникла у Москвы и Пекина тогда, когда США, выступая в качестве единственной мировой сверхдержавы, своей политикой анонсировали создание новой глобальной системы. Прошло совсем немного времени после распада Советского Союза, и Россия, проигравшая холодную войну и утратившая свое положение сверхдержавы, только-только стала вновь набирать силу. Вместе с Китаем, которому нужен был единомышленник в его экономическом противостоянии с Западом и Японией, она заключила договоров о создании Шанхайской организации.

Россия, которая всегда являлась ядром Содружества Независимых Государств, особо чувствительна к вопросу интеграции и сотрудничеству этих стран с Западом и особенно Соединенными Штатами, поэтому она предпочла объединить эти государства в рамках некоего нового регионального договора.

Некоторые из среднеазиатских стран, относительно недавно получившие свою независимость, еще недавно были республиками в составе Советского Союза. Они до сих пор близки к России и поэтому поддержали идею создания такого союза. Таким образом появились предпосылки для подписания соглашения, которое затем легло в основу целой организации.

В апреле 1996 года пять стран, Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, в китайском Шанхае подписали соглашение об усилении военного взаимодействия в своих приграничных регионах. Оно было заключено в качестве развития более раннего российско-китайского договора о сокращении вооруженных сил и военной техники в приграничных районах двух стран и роста уровня доверия между ними.

В 2001 году к соглашению присоединился Узбекистан. Чтобы обозначить выход партнерства между членами на новый уровень, объединение подписантов договора получило название «Шанхайская организация сотрудничества». В 2004 году Монголия, еще через год Иран, Индия и Пакистан, а в 2012 году Афганистан присоединились к этой организации в статусе наблюдателей.

Итак, члены ШОС в 2005 году приняли в качестве наблюдателей три крупные азиатские державы в лице Ирана, Индии и Пакистана. Тогда же о своем желании стать членом Организации заявили и Соединенные Штаты, однако своим отказом участники отклонили возможность сотрудничества с Вашингтоном.

Цели

Шанхайская организация сотрудничества, которая, по мнению некоторых экспертов, сложилась в результате соперничества великих держав с целью многостороннего сотрудничества в области безопасности, экономики и культуры, в самом начале была задумана как средство демилитаризации границы между Россией и Китаем и установления вдоль нее зоны безопасности.

Четыре из пяти первоначальных членов Организации, то есть Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, имели лишь незначительные пограничные споры. Заключив двухсторонние и многосторонние соглашения в этой сфере, они сумели урегулировать почти все свои проблемы. Единственная сложный момент для этих государств заключался в протяженной границе с Китаем, однако членство в ШОС создало для них гарантии адекватных действий со стороны сильного соседа.

Участие в Организации облегчило и задачу Китая по контролю за собственной протяженной границей, длина которой составляет семь тысяч километров. Благодаря этому он смог переключиться на решение других немаловажных вопросов, таких как, например, регулирование бурно развивающейся национальной экономики.

Еще одной целью Организации стало сотрудничество в сфере безопасности и по устранению угроз со стороны экстремистов и террористов в центральноазиатском регионе. Все шесть основных членов ШОС в той или иной форме противостоят угрозе экстремизма и его возможных последствий в виде сепаратизма и терроризма. Эта проблема получила особую актуальность после событий 11 сентября и активизации в Центральной Азии членов «Аль-Каиды» и движения Талибан, став одной из важнейших тем обсуждения государств-членов ШОС на нескольких саммитах Организации.

Еще одна важнейшая задача Шанхайской организации — создание условий для развития экономического партнерства в регионе. В рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества ее члены увеличивают свой товарооборот и взаимные инвестиции, развивая при этом производственное и экономическое партнерство.

Особенности ШОС и ее значимость

По мнению многих аналитиков, нынешний век — это век Азии и многие политические процессы, имеющие глобальное значение, будут происходить именно в этой части света. Роль Азии в будущем мировом устройстве растет с каждым днем, поэтому организация, состоящая в основном из азиатских стран, может уверенно заявить о себе как о новом региональном игроке в международной политике.

Необходимо учитывать и тот факт, что по мере все большей глобализации и с возрастанием числа союзов и коалиций в разных частях света государствам для увеличения собственного потенциала в международных делах и эффективной реализации поставленных перед собой задач необходимо устанавливать отношения с теми странами, с которыми у них есть общие интересы. Участие в региональной организации, членами которой являются две такие крупные державы, как Россия и Китай, может повысить международный престиж каждого из ее членов.

Значимость ШОС на региональном и мировом уровнях становится еще более очевидной, если обратить внимание на товарооборот стран-членов и наблюдателей этой организации.

Демографическая ситуация в странах-членах ШОС такова: в Китае проживает более 1321 миллионов человек, в России — 142 миллиона, в Узбекистане — 27 миллионов, Киргизии — 5 миллионов, Казахстане — 15 миллионов, а в Таджикистане — 7 миллионов. Общая численность населения этих стран составляет 20% от числа всех людей на планете. Если посчитать количество населения в странах-наблюдателях, то получится, что в Пакистане — 172 миллиона, в Индии — 1252 миллиона, в Монголии — 3 миллиона, а в Иране — более 76 миллионов. Прибавив еще и эти цифры, получим, что общая численность населения стран, входящих в ШОС в качестве постоянных членов и наблюдателей, составляет порядка 45% от всего населения Земли.

Почти аналогичная ситуация наблюдается и с географической точки зрения. Так, если сложить площадь всех стран, входящих в ШОС, то получится, что Организация занимает около половины всей площади Земли.

Одной из особенностей, подчеркивающей значимость этой организации, является то, что четыре ее члена обладают ядерным оружием. Китай, Россия, Индия и Пакистан оснащены данным видом вооружения и являются либо постоянными членами Организации, либо ее наблюдателями. Обладание такими мощностями в будущем окажет влияние на политическую ситуацию не только в Азии, но и во всем мире.

Также необходимо учитывать и то, что Китай и Россия входят в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Поэтому данная Организация может сыграть определяющую роль в выстраивании политики на международном уровне.

Глобальное влияние ШОС


Несмотря на то, что члены Шанхайской организации сотрудничества на большинстве своих саммитов пытаются рассматривать главным образом внутренние проблемы этих стран, участие в них таких великих держав, как Китай и Россия, не позволяет ШОС заниматься исключительно региональной политикой. По этой причине сделанные на заседаниях ШОС заявления лидеров Китая и России по тем или иным проблемам, выходящим за рамки региона, становятся неофициальной позицией Организации.

Военное сотрудничество

Хотя в самом начале Организация заявляла, что не намерена превращаться в военную структуру наподобие Североатлантического альянса, впоследствии она признала, что для противодействия увеличивающимся угрозам терроризма, сепаратизма и экстремизма, возможно, появится необходимость использовать вооруженные силы стран-членов. В связи с этим государства-члены ШОС провели уже несколько совместных военных учений. Впервые они состоялись в 2003 году и прошли в два этапа в Казахстане и Китае.

Последние учения такого плана состоялись этим летом в Монголии. В них приняли участие семь тысяч военнослужащих из стран-членов Организации (за исключением Узбекистана).

Экономическое сотрудничество

Договор об экономическом партнерстве между членами ШОС был согласован и подписан на московском саммите в 2003 году. В рамках этого соглашения были представлены проекты по увеличению товарооборота и осуществлению энергетического партнерства между странами. Данные проекты включали в себя разведку, добычу и использование нефти и газа, а также совместную эксплуатацию источников пресной воды.

По инициативе России в этой организации также рассматривается идея создания некоего международного центра для оптимального использования энергии под названием «Энергетический клуб».

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в области культуры является одним из направлений деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Впервые министры культуры стран-членов ШОС подписали соглашение о культурном сотрудничестве 12 апреля 2002 года на саммите в Пекине.

Тем не менее, по мнению наблюдателей, главным результатом создания Организации стало более сбалансированное разделение силы в современном многополярном мире, потому как страны-члены и наблюдатели ШОС сообща не только обладают самым большим в мире экономическим, военным, ядерным и космическим потенциалом, но и являются крупнейшими производителями и потребителями энергоресурсов.

Дальнейшая перспектива

Интеграция стран Евразийского континента против западного блока и несогласие с американским волюнтаризмом приведет к краху западной гегемонии и созданию новых возможностей для активности этой организации на международной арене.

Судя по всему, нынешняя политика ШОС в большей степени реализуется в области политики и безопасности и преследует цель укрепления позиций своих членов на мировом уровне, что в конечном итоге может стать залогом их активизации в решении разных международных вопросов внерегионального плана.

Учитывая введение западных санкций против России в результате событий последних месяцев на Украине, нынешний саммит ШОС в Душанбе и принятые на нем решения будут иметь особое значение и укрепят положение этой организации как важного международного игрока.