Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Побочный эффект кризиса на Украине

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкСовместная тренировка пеших и механизированных колонн перед Парадом Победы
Совместная тренировка пеших и механизированных колонн перед Парадом Победы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борьба Киева и Москвы серьезно подрывает взаимное доверие между Западом и Россией. Нынешние отношения скатились до уровня, которого мы не видели со времен холодной войны. НАТО и Россия отказались от ставшего уже привычным сотрудничества. Создается впечатление, что уже невозможно выйти на договоренности, которые могли бы предотвратить эскалацию кризиса.

Кризис на Украине размывает основополагающие принципы устава ООН. Он же связан с обвинением России в нарушении Будапештского меморандума 1994 года. Согласно данному договору, Россия, США и Великобритания обязались в обмен на отказ Украины от прав на ядерное оружие соблюдать ее территориальную целостность. 

Противостояние Москвы и Киева серьезно подрывает взаимное доверие между Западом и Россией. Нынешние отношения скатились до уровня, которого мы не видели со времен холодной войны. НАТО и Россия отказались от ставшего уже привычным сотрудничества. Ущерб настолько серьезен, что складывается впечатление о невозможности выйти на договоренности, которые бы смогли не допустить дальнейшего разрастания кризиса. Нынешняя ситуация на востоке Украины оказывает прямое влияние на процесс разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.

После окончания холодной войны Соединенные Штаты и Россия, имевшие на вооружении более 65 тысяч ядерных боеголовок, значительно сократили свои ядерные арсеналы.

В 2009 году президент США Барак Обама провозгласил новую эру взаимодействия в мире и заявил, что ядерное разоружение должно стать одним из приоритетов международного сообщества. Два года спустя США и Россия подписали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, взамен договору СНВ-1, который был подписан в 1991 году. В новом договоре по СНВ в качестве лимитов указывалась 1 тысяча 550 размещенных боеголовок, что на 30% ниже верхнего допустимого порога СНВ-1, а количество межконтинентальных пусковых установок, ядерных установок на АПЛ и ядерных бомбардировщиков не должно превышать 800 штук. Договор был рассчитан на десять лет и был положительно воспринят мировой общественностью.

Вопросы ядерного разоружения остаются приоритетными и сегодня. Дело в том, что оставшиеся запасы ядерного оружия по-прежнему представляет угрозу для существования человечества и несут риск преднамеренного или непреднамеренное его применения. На чашу весов поставлено существование человечества.

Несмотря на нынешние непростые отношения между Вашингтоном и Москвой, необходимо сделать все возможное, чтобы эти две ядерные супердержавы продолжили сокращение своих ядерных потенциалов, ограничили возможности их дополнительного развертывания и применения. Москва и Вашингтон должны дать четкие заверения международному сообществу не применять и не угрожать применением ядерного оружия.

Нынешняя военная доктрина России не исключает применения ядерного оружия в ходе локальных и региональных вооруженных конфликтов, что было неприемлемо даже во времена Советского Союза. Дабы не допустить негативного развития сценария необходимо, чтобы Москва и Вашингтон как можно быстрее сели за стол переговоров. Однако в нынешнем контексте напряженности и недоверия в отношениях двух стран такое примирение маловероятно. На самом деле, сомнительно, чтобы Москва и Вашингтон смогли бы в нынешней ситуации возобновить переговоры о заключении нового соглашения о ракетах средней и малой дальности (РСМД) на фоне создания системы ПРО США, а также некоторых китайских баллистических разработок.

Ухудшение отношений между Западом и Москвой может в конечном итоге привести к провалу международной политики в вопросах нераспространения ядерного, химического и биологического оружия.

Следует также отметить, что Совет Безопасности ООН (Аргентина входит до конца текущего года в состав ее непостоянных членов) не может повлиять на негативный ход развития событий. Все это может привести к распаду коалиции шести стран (Германии, Китая, США, Великобритании и России), ведущих переговоры с Тегераном по иранской ядерной программе, а также отрицательно сказаться на эффективности работы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Украинский кризис, скорее всего, повлияет и на предстоящую сессионную работу Генеральной Ассамблеи ООН, а также на неформальные договоренности в области нераспространения оружия массового уничтожения. Для Аргентины это не безразлично, так как она председательствует в Группе ядерных поставщиков (Прим. пер. ГЯП — группа из 48 государств ядерных поставщиков, которая стремится внести свой вклад в нераспространение ядерного оружия посредством осуществления руководящих принципов ядерного экспорта и экспорта в ядерной области).

Кризис на Украине может отрицательно сказаться на подготовке и проведении международной конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, а также конференции по разоружению.

Нечто подобное может произойти в следующем году и с очередной конференцией по рассмотрению действия договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Как ожидается, на конференции будет обсуждаться ряд практических задач на следующие пять лет, связанных с формированием конкретных ориентиров для последующей работы по сбалансированному укреплению режима ДНЯО на основе трех его ключевых составляющих (нераспространение, разоружение, мирное использование атомной энергии).

Несомненно, что ухудшение отношений России с Западом негативно скажется на сотрудничестве в сфере нераспространения химического оружия. Следует отметить, что Россия и США всегда тесно сотрудничали в вопросах уничтожения химического оружия. Ярким примером такого сотрудничества стало уничтожение химического арсенала Сирии.

Аналогичная ситуация складывается с конвенцией о запрещении биологоческого оружия. По этому вопросу позиции Вашингтона и Москвы всегда были близки или совпадали. Стороны исходили из того, что необходимо тесное международное сотрудничество и диалог государств-участников конвенции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: кризис на Украине негативно отражается не только на региональной безопасности, но и отрицательно влияет на вопросы разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, что вызывает дополнительную тревогу в международном сообществе.