Диалог, цель которого — устранить теологические препятствия, мешающие полному единению католиков и православных, продвигается вперед медленно, однако на месте не стоит. Именно это известие прибывает из Аммана, где с 15 по 23 сентября проходит 13-е пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквями. Принимает делегатов в отеле Landmark в иорданской столице на этот раз православный Патриарх Иерусалимский. С последнего собрания прошло уже немало времени (оно состоялось в Вене в 2010 году), и вот двухсторонняя организация вновь собирает своих членов — двух представителей от каждой из 14 православных автокефальных церквей и столько же представителей католичества — для обсуждения ключевых вопросов, связанных с взаимоотношениями между властями и коллегиальностью в Церкви. Заявленная цель собрания — это установить, можно ли каким-либо образом сделать так, чтобы примат папы римского признавался бы не только католиками, но и Православной церковью. Однако, по всей видимости, вопрос этот пока видится слишком сложным. Тем временем, в течение последних четырех лет произошло несколько важных изменений: появился новый папа римский, православные запланировали на 2016 год созыв Великого и Святого Совета, который не собирался уже несколько десятилетий, в некоторых странах Ближнего Востока, включая государства, граничащие с Иорданией, католики и православные в очередной раз пережили то, что папа Франциск назвал «экуменизмом крови», то есть, и те, и другие подверглись преследованиям, в которых «убивают христиан, не спрашивая паспорта или названия церкви, в которой их крестили».
 
В Аммане за работой комиссии будет следить кардинал Курт Кох (Kurt Koch), председатель Папского Совета по содействию Христианскому Единству, совместно с митрополитом Пергамским Иоанном Зизиуласом (Ioannis  Zizioulas), Константинопольским епископом православной церкви. Из всех кардиналов, входящих в состав комиссии, единственным присутствующим на сессии является префект Конгрегации по делам восточных церквей Леонардо Сандри (Leonardo Sandri).
 
В течение последних лет ее работы по непростому и давнишнему вопросу о первенстве папы, единственным текстом, одобренным Комиссией (за чем последовало тяжелое отделение от нее русского патриархата), стал документ, составленный на собрании в Равенне в 2007 году, который определил отношения между вышеупомянутым первенством и соборностью как «взаимозависимые». В Аммане рассмотрят проект нового документа, который называется «Соборность и Первенство» и который, согласно замыслу составителей, должен «создать определенную базу, опираясь на которую, впоследствии можно будет приступить к непосредственному разрешению главного вопроса о роли папы римского во Вселенской церкви». Речь идет о тексте, состоящем всего из нескольких страниц, который в центр внимания помещает главные положения документа Равенны и развивает их и в котором связь между папским первенством и соборностью в жизни церкви — на местном, региональном и общемировом уровнях — рассматривается исключительно с церковной точки зрения, исторические и патриотические доказательства, которые лишь больше запутывали дело — к ним апеллировала, главным образом, православная церковь — остались в стороне со времен предыдущих пленарных заседаний на Кипре (2009 год) и в Вене (2010 год), развернувшихся вокруг роли папы римского в церковном сообществе в течение первого тысячелетия. В новом тексте связь между первенством и соборностью, между Первым среди равных и епископами, пересматривается с отсылкой на теологическую основу, то есть, на саму Троицу, в которой единство Божественной природы является общим для трех человек. Уже в документе Равенны упоминался тот факт, что соборность в церкви «отражает триединое таинство и уходит в него корнями». 
 
Собрание в Аммане вновь попытается определить, можно ли прийти к согласию, по крайней мере, в отношении теологических толкований, которые в документе Равенны дали понятиям «первенство» и «соборность», или же нужно начинать всю работу с самого начала, ожидая более подходящего момента для того, чтобы постараться найти точку пересечения католиков и православных в отношении первенства папы римского. В декларации, подписанной в Иерусалиме 25 мая этого года, папа Франциск и патриарх Варфоломей I подтвердили, что полностью поддерживают Смешанную комиссию, назвав «первостепенными» ее успехи в движении в сторону единства, которые удалось достичь благодаря диалогу, который «не ищет наименьший общий знаменатель для того, чтобы достичь компромисса, а углубляется вместо этого в истину, дарованную Христосом своей церкви». Вместе с тем никто не умаляет значения препятствий и противодействий, появляющихся главным образом со стороны православия. К примеру, Синод Русской православной церкви одобрил в конце 2013 года документ, который еще раз подтвердил ее неблагосклонность к документу Равенны и любой идее о том, чтобы признать первенство папы римского.

Для православных возможность прийти к общей стратегии во многом зависит от Святого и Великого собора, собрание которого назначено Варфоломеем I на 2016 год. Тогда и станет ясно, что именно одержит верх в Православии: тенденции национализма и обособленности, которые, кажется, преобладают во многих церквях Восточной Европы, или же более открытый подход к понтификату Бергольо. «Православные, — рассказывает патриарх Варфоломей в своем интервью, опубликованном 26 апреля, — сейчас не усматривают в папстве ни единого признака превосходящей силы, а ведь именно это в прошлом во многом мешало развитию нормальных отношений между католиками и православными. Следовательно, пример папы Франциска предлагает новую основу для развития экуменического диалога».
 
Возможно, и правда придется ждать Собора в 2016 году, чтобы понять, как распространяется подобное восприятие действительности и как оно может повлиять на богословский диалог по поводу первенства. Между тем, Ватикан видит положительный момент в том, что новым собранием Смешанной комиссии руководит именно Иерусалимский Патриархат, который некогда относился к Католической церкви довольно враждебно. В иорданской столице Комиссия также коснется таких тем, как страдания и преследования, через которые в настоящий момент вынуждены проходить многие христиане, живущие на Ближнем Востоке. Кроме того, ее программа предусматривает встречу с беженцами, которым удалось спастись из Сирии. Контакт с конкретными событиями, которые переживают христиане Ближнего Востока, мог бы поспособствовать появлению вдохновения, полезного для работы комиссии, и сократить риск проявления чувства отвлеченности и непричастности к ожиданиям и страданиям Божьего народа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.