В последнее время каждое лето на Северном полюсе отмечается существенное таяние льдов. В связи с этим растет интерес к Северному морскому пути и разработке в регионе месторождений природных ресурсов. Развивается туризм. Вместе с тем резкая смена климата на Северном полюсе, который отпугивал людей трескучими морозами и толстыми льдами, говорит о глобальном потеплении на Земле.
 
За 4 года резко увеличилось количество грузовых судов
 

«Состояние льда на Северном полюсе каждый год разное. Бывает, что и в июле море покрыто льдом, а бывает, что его практически нет. Но 20 лет назад летом льда было больше», - говорит, осматривая простирающееся перед глазами Карское море, боцман Владимир Крецин (51), проработавший 25 лет на торговых судах.

Грузовое линейное судно водоизмещением в 14 тысяч тонн, загруженное товарами повседневного спроса, строительной техникой и стройматериалами, курсирует между Мурманском и портом Дудинкой, где отгружают никель. Суда по части Северного ледовитого океана ходили и раньше, но с таянием льдов эти пути стали гораздо чаще использовать для международных сообщений. Количество кораблей и танкеров, курсирующих между Европой и Азией, увеличилось с четырех в 2010 году до 71 в 2013 году.

Суда продвинулись на Восток до 70-74 градуса северной широты. Теплое течение, поднимающееся на север с Атлантики, доходит до Новой Земли. На западе от архипелага в районе Баренцева моря температура была около 10°C, но на востоке от Новой Земли, в Карском море, температура резко упала до 2°C.

По пути нам иногда встречался дрейфующий лед, но это здесь, скорее, исключение. Попадались большие льдины размером 10 на 10 метров, но они, как правило, возвышались над водой всего на несколько десятков сантиметров.
 
Билеты на тур стоимостью 40 тысяч долларов полностью раскуплены

 
Летом, когда льды уже растаяли, Северный полюс привлекает немало богатых туристов. Николай Савельев из московской компании Poseidon Expeditions, организующей туры на Северный полюс, говорит, что «поездка стоит от 25 тысяч до 40 тысяч долларов». Билеты на следующий год полностью распроданы. Поездка проходит на атомном ледоколе, способном пройти сквозь лед толщиной три метра. Ледокол выходит из Мурманска. Он останавливается в районе 90 градуса северной широты на вершине Земли, где можно встретить белых медведей и тюленей.

В 1990 году путешествие от Мурманска до Северного полюса занимало 6 дней. Сейчас всего три с половиной дня. По словам Савельева, «льда стало меньше, и он стал тоньше, поэтому корабль движется быстрее».
 
Опасность разлива нефти

 
С развитием Арктики возникла опасность ухудшения экологической обстановки. Судно, на котором я плыл, измельчает пищевые отходы и в разрешенных местах выбрасывает их в море. Остальной мусор отвозят в порт. Дело в том, что в Северном ледовитом океане из-за низкой температуры воды мало планктона, поэтому у этих вод низкая способность к самоочищению.
 
Но наибольшие опасения вызывают масштабные происшествия, в частности, разлив нефти. Если такое произойдет, существует возможность возникновения экологической катастрофы, последствия которой будет непросто устранить.

Северный ледовитый океан чрезвычайно богат нефтяными и газовыми месторождениями. По данным Геологической службы США на 2008 год, запасы нефти составляют 90 миллиардов баррелей, газа – 1670 триллионов кубических футов. Объемы нефти равняются 13% от общего количества необнаруженных запасов, газа – 30%. Россия уже начала разработку нефтяных месторождений на континентальном шельфе.

В сентябре прошлого года «Гринпис» потребовал остановить работы в Баренцевом море, направив туда свое судно. Тогда российские власти арестовали около 30 активистов. Представитель «Гринпис» в России Мария Пшеницына заявляет, что «предприятия, занимающиеся нефтедобычей в Арктике, не обладают достаточными технологиями для предотвращения загрязнений в случае аварии».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.