Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия может не бояться санкций, которые Европейский Союз ввел против нее из-за Украины. Не должна пугать Москву и вероятность того, что страны Евросоюза прекратят покупать российский газ. На то есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что у России не возникнут проблемы с выходом на другие рынки в случае, если Европа откажется от российского топлива.

Энергия чрезвычайно важна для Европы, которая растранжирила все свои ресурсы.

При этом Россия может не бояться санкций, которые Европейский Союз накладывает на ее экономику из-за Украины. Не должна пугать Москву и вероятность того, что страны ЕС прекратят покупать российский газ.

На то есть несколько причин.

Во-первых, даже если ЕС перестанет приобретать российское голубое топливо, у России не будет каких-либо проблем с выходом на другие рынки, особенно если учесть недавно заключенные ею с Индией и Китаем соглашения.

Вторая и более важная причина — тесные и основанные на интересах отношения России и британской компании BP.

Будучи организатором продажи природного газа в Европу и ведущим игроком в этой области, BP одновременно активно работает в России. BP не сможет обвести Россию вокруг пальца, но и у России не выйдет отказаться от BP.

Несколько лет назад страны Евросоюза стали искать способ преодоления безальтернативной зависимости ЕС от России. Эти поиски завершились выбором в пользу азербайджанского газа и получили название «Южный газовый коридор».

На прошлой неделе была запущена вторая стадия разработки месторождения «Шах-Дениз», находящегося в исключительной экономической зоне Азербайджана, в 60 километрах к югу от Баку. В то же время это событие стало первым шагом к реальному претворению в жизнь проекта «Южного газового коридора».

Если не возникнет каких-то проблем, весной следующего года начнется строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), который дойдет до греческой границы. Его протяженность составит 1841 километр. При этом Трансадриатический газопровод (TAP), продолжение TANAP длиной в 870 километров, будет заканчиваться уже в Италии.

В ближайшее время «Южный газовый коридор» вряд ли станет угрозой для России. Его польза для ЕС заключается в расширении рынка и появлении выбора. Но один азербайджанский газ не удовлетворит всей потребности ЕС в природном газе. Да и Россия в любом случае этого не допустит.

Судя по актуальному на сегодняшний день календарю, природный газ, добываемый на месторождении «Шах-Дениз», сможет по маршруту Турция — Греция — Албания — Италия достичь Европы только к концу 2018 года. Цель — поставка по этому трубопроводу 16 миллиардов кубометров газа в первый год, 24 миллиардов — в 2023 году и 31 миллиарда — в 2026 году, когда газопровод выйдет на максимальную мощность. Также предполагается, что ежегодный прирост добычи газа составит порядка 4 миллиардов кубометров.

Благодаря тому, что данный трубопровод пройдет через территорию Турции, она будет получать с него определенную долю газа: сначала 6 миллиардов кубометров, затем — больше: со временем этот объем будет пропорционально возрастать. Проект чрезвычайно важен для Турции. Он позволит приобрести политическую и стратегическую силу, а также создаст для страны добавленную стоимость в размере 50 миллиардов долларов. Отныне Турция берет на себя важную роль: она будет работать над тем, чтобы в будущем ЕС не столкнулся с энергетической проблемой.

Сейчас большую часть своей потребности в энергетике ЕС и Турция удовлетворяют за счет России — единственного для них источника в регионе. Поэтому политика ЕС и Турции на Кавказе и в Азии в значительной мере направлена на то, чтобы не рассердить Россию.

Судя по проведенному BP масштабному исследованию и подготовленному по его итогам докладу, в дальнейшем потребность Европы в природном газе лишь вырастет, а вот объемы производства пойдут на спад.

Сегодня ЕС связан с Россией пуповиной. Союз, соответственно, не может вводить против Москвы никаких действительно жестких мер. Если бы у Европы не было такой энергетической зависимости от России, в контексте украинских событий она мог бы действовать иначе — более агрессивно и жестко.