Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тролли увеличивают посещаемость

Осуждая троллинг, масс-медиа одновременно его поддерживают

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тролли сеют хаос в сети с первых дней интернета, срывая дискуссии и оскорбляя других пользователей. Эта проблема продолжает ставить в тупик прессу, общество и технологических экспертов. Хотя делать общие выводы о троллях и их мотивах затруднительно, обычно в первую очередь им нужно внимание, а лучший способ получить его — вести себя как можно хуже.

Тролли сеют хаос в сети с первых дней интернета, срывая дискуссии и оскорбляя других пользователей. Эта проблема продолжает ставить в тупик прессу, общество и технологических экспертов. Последняя неделя дала новые поводы о ней поговорить. Ими стали жалобы сайта Jezebel на порноспам и уход Зельды Уильямс (Zelda Williams), дочери Робина Уильямса (Robin Williams), из социальных сетей из-за волны троллинга.

В обоих случаях тролли попали в новости. Журналисты активно освещают и анализируют оба инцидента, не скупясь на сильные слова — «гнусный», «жестокий», «выродки» и «социопаты». А как известно всякому, кто зарабатывает на жизнь журналистикой, сильные эмоции привлекают аудиторию. Так происходит и в данном случае.

Если прибегнуть к жаргону интернета, можно сказать, что такие материалы «кормят троллей», обеспечивая им внимание, которое они так любят. Активное обсуждение троллинга только его усиливает. Другими словами, отношения троллей и масс-медиа напоминают симбиоз.

«Чем быстрее ставятся новости и чем больше в них сенсационного элемента, тем сильнее нарастает троллинг. Чем больше вы добиваетесь кликабельности, тем активнее плодами ваших усилий будут пользоваться тролли», — объясняет преподавательница Университета Гумбольдта Уитни Филлипс (Whitney Phillips), у которой в начале следующего года выходит книга про троллинг. «Это взаимовыгодные отношения, — считает она. — Тролли резвятся, а издания получают рекламные доходы».

Филлипс — одна из немногих ученых, проводящих эмпирическое изучение троллей. В связи с этим журналисты часто спрашивают ее о подспудных причинах троллинга, однако, по ее словам, ее выводы часто не вписываются в журналистский нарратив.

«Пресса не любит привлекать внимание к тому, что ее редакционная политика поощряет то самое поведение, которое авторы статей так увлеченно осуждают», — говорит исследователь.

Для большинства людей анонимные издевательства над чужим горем настолько выходят за рамки приемлемого, что это почти завораживает. В результате сюжет о троллинге Уильямс быстро набрал популярность. Статья о нем вышла в топ BuzzFeed, набрав больше 1,1 миллиона просмотров и свыше 44 000 перепостов в социальных сетях. Аналогичный материал Salon несколько дней оставался одним из самых посещаемых на сайте.

Хотя делать общие выводы о троллях и их мотивах затруднительно, обычно в первую очередь им нужно внимание, а лучший способ получить его — вести себя как можно хуже, утверждает Филлипс. «Они прекрасно умеют эксплуатировать новостной цикл», — отмечает она.

При этом, по мнению Филлипс, внимание прессы порождает новый троллинг. Так в 2012 году шумиха вокруг группы троллей, восхвалявших стрелка из Авроры Джеймса Холмса (James Holmes), привел к созданию ряда посвященных ему страниц и появлению у него множества поклонников.

Разумеется, пресса вряд ли может держаться в стороне от определенных сюжетов, чтобы «не кормить троллей». У Филлипс нет идеального решения для этой дилеммы, однако она советует, как минимум, не превращать набеги троллей в сенсацию.

Кейт Севилла (Cate Sevilla), редактор BuzzFeed, написавшая статью о Зельде Уильямс, в своем письме CJR сообщила, что эта история интересовала читателей BuzzFeed и что, на ее взгляд, освещать актуальные сюжеты не означает подыгрывать троллям. «Многое зависит от того, как именно их освещать, — подчеркнула она. — По-моему, включать в статью сами оскорбительные записи, показывая, что конкретно делали тролли, абсолютно неправильно, поэтому BuzzFeed так никогда не поступает».

Впрочем, другие издания, включая Washington Post, спокойно публиковали оскорбительные твиты.

Эта история заставила Twitter начать пересматривать свою политику — хотя этот шаг также привлек к себе излюбленное троллями внимание. Аналогичным образом, шумиха вокруг проблем Jezebel с порноспамом в комментариях заставила компанию Gawker, наконец, заняться этим вопросом. Стоит отметить, что редакция Jezebel понимала: их запись дополнительно привлечет на сайт троллей. Так оно и вышло. Кейт Дрис (Kate Dries), сотрудница издания, сообщила нам, что в Jezebel осознают потенциальные последствия, но не собираются уклоняться от боя и надеются, что внимание к проблеме уменьшит троллинг в долгосрочной перспективе: «Да, в некотором смысле тролли хотят тебя разозлить, но одновременно они хотят ослабить тебя и заставить замолчать. В некоторые моменты отсутствие реакции перестает казаться уместной реакцией и для нас настал именно такой момент».

Враждебность к женщинам в интернете — крайне серьезная проблема и популярный предмет для дискуссий. Филиппс критикует журналистов за то, что они нередко фокусируются на троллях, представляя их некими маргиналами, действующими в вакууме, и игнорируя более широкий контекст проблемы. О троллях легко писать, они — удобные козлы отпущения и концентрироваться на них проще, чем смотреть на общество в широкой перспективе, говорит она: «Чтобы интернет стал безопаснее, безопаснее должен стать мир».