Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трансформируют ли газотранспортную систему в Черноморско-Балтийском регионе?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После распада СССР и социалистического лагеря страны Черноморско-Балтийского региона унаследовали до сих пор существующий рисунок энергетической инфраструктуры. И для многих из них это стало проблемой, а некоторые государства стали воспринимать это как угрозу независимости. Обеспечение энергетической безопасности стало одним из ключевых направлений как внешней, так и внутренней политики в регионе.

После распада Советского Союза и социалистического лагеря страны Черноморско-Балтийского региона унаследовали до сих пор существующий рисунок энергетической инфраструктуры. И для многих из них это стало проблемой, а некоторыми государствами стало восприниматься как угроза независимости. Обеспечение энергетической безопасности стало одним из ключевых направлений как внешней, так и внутренней политики в регионе. И самым важным ее аспектом является высокая зависимость от импорта российского газа. И если для государств, входящих в СНГ, долгое время  приоритетом являлась цена на импортируемое из России сырь е, то теперь их позиции сблизились с пониманием энергетической безопасности в государствах Европейского Союза, где упор делается на диверсификацию поставщиков. Рассмотрим, какие же имеются варианты получения газа, альтернативные прямым российским поставкам.

Если говорить только об импорте, то можно выделить три основных варианта, которые активно продвигаются в регионе. Первый: используя существующую инфраструктуру осуществить поставки с территории соседних государств. Такой путь был опробован Украиной, которая наладила реверс газа с территории Словакии, Венгрии и Польши, закупая газ, например, у немецкой RWE. Однако последние события вокруг остановки реверсных поставок в Украину со стороны всех трех направлений в результате недопоставок «Газпрома» показывают ненадежность данной схемы, а также невозможность работать с ней в качестве основной в долгосрочном периоде.

Второй вариант — строительство новой трубопроводной инфраструктуры для импорта газа. Такие газопроводы, в основном, планируются либо строятся между республиками, входившими в СССР с одной стороны, и их соседями — с другой. Реализуются же такие проекты при значительной финансовой поддержке Европейского Союза. Например, построен газопровод  Яссы-Унгены между Румынией и Молдовой с планами дальнейшего продления его до Кишинева. Собираются соединить свои газотранспортные системы Эстония и Финляндия посредством подводного газопровода Balticconnector. Недавно был озвучен также вариант нового газового соединения Украины с Польшей. Также предполагается строительство газопровода между Польшей и Литвой.

Идея развития целой сети таких связующих газопроводов была разработана в рамках политики ЕС, а также Европейского энергетического сообщества по повышению энергетической безопасности объединенной Европы и государств, входящих в сообщество. В первую очередь такой шаг, как строительство газопроводов-интерконнекторов, нацелено на расширение имеющихся каналов поставок. Реализация этой сети позволит перебрасывать излишки газа между соседними странами и даже субрегионами. Также одной из причин проведения такой политики стал газовый кризис 2009 года, когда из-за конфликта России с Украиной сразу несколько стран ЕС недополучили значительные объемы российского газа.

Кроме того, наличие альтернативных поставщиков учитывается при расчете цены на российский газ. В качестве альтернативных наземных направлений для региона могут выступить газовые хабы Германии и Австрии. В то же время как немецкие, так и австрийский хабы достаточно сильно завязаны на российское сырь е, а потому практически все государства региона заинтересованы в строительстве собственного СПГ-терминала.

Далее всех в этом направлении в настоящее время продвинулась Литва: вскоре начнет постоянную работу плавучий терминал в Клайпеде. Близка к реализации крупного СПГ-проекта в Свиноуйсьце Польша, прорабатывается несколько вариантов терминалов в Эстонии и Финляндии.

В период напряженных отношений с Россией по вопросам импорта нефти и газа даже в Беларуси рассматривали вариант сотрудничества с Литвой по строительству регазификационного терминала. Украинский проект строительства СПГ-терминала был инициирован в 2010 году еще президентом Виктором Януковичем. Новая киевская власть также взяла на вооружение эту инициативу. Однако до сих пор перспективы строительства неясны, так как нет договоренности с турецкой стороной о пропуске танкеров-газовозов через Босфорский пролив. Решением проблемы могли бы стать закупки газа у Азербайджана, но азербайджанский газ практически весь законтрактован, кроме того, нет терминала по сжижению газа на восточном берегу Черного моря.

Строительство терминала по при ему СПГ можно сравнить с нереализованным проектом «Адриатического коридора» для Украины. Этот проект предполагает соединение газотранспортных систем Украины, Венгрии и Хорватии, а также получение газа из хорватского СПГ-терминала «Адрия» на острове Крк. Плюсом этой идеи является наличие уже действующей инфраструктуры между странами и необходимость строительства нескольких участков для запуска газового коридора. В то же время сам хорватский терминал  —  проект, который еще не реализован, а потому для Украины это перспектива не сегодняшнего дня. «Адриатический коридор» тянется в субширотном направлении и тесно связан с другим — субмеридианальным проектом газового коридора «Север-Юг». Он предполагает соединение терминала «Адрия» с польским терминалом в Свиноусьце, и таким образом связываются газотранспортные системы Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии, а также Украины — в случае запуска ответвления на восток. А учитывая планы строительства газопровода из Польши в Литву, проступают контуры нового рисунка газотранспортной системы региона, где между собой напрямую связываются страны ЕС, а также ориентированные на евроинтеграцию Украина и Молдавия. Роль опорных точек в этой системе отведена СПГ-терминалам и, частично, подземным газохранилищам.
 
Конечно, трудно ожидать реализации всех вышеперечисленных проектов, особенно это касается украинских предложений. Но многие из них давно входят в перечень приоритетных проектов для Европейского Союза и уже получают финансирование от Еврокомиссии. Будут ли эти инициативы успешными — зависит от конъюнктуры цен на газ, а также от ценовой политики «Газпрома», которая, безусловно, будет корректироваться и реагировать на изменения. А потому ответ на вопрос, что дороже: российский газ или энергетическая независимость от него, еще предстоит получить.