Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обречена ли Польша на войну с Россией?

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкВладимир Путин зажег поминальную свечу у мемориала узникам Освенцима
Владимир Путин зажег поминальную свечу у мемориала узникам Освенцима
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Польше политика символов и истории берет верх над политикой реальной. Поэтому несмотря на отсутствие переговоров с российской властью, наши политические элиты и поддерживающие их СМИ уверяют общественность, что мы продолжаем вести активную политику за восточными границами нашего государства. Активную, хотя с руководством Белоруссии мы тоже не разговариваем.

Десять лет назад на территории немецкого нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау состоялись международные торжественные мероприятия, приуроченные к 60-й годовщине освобождения лагеря Красной армией. В них приняли участие делегации без малого 40 стран, которые представляли короли, президенты, премьеры и кардинал. Это была самая масштабная встреча глав государств и правительств на территории Польши за всю нашу историю.

В январе будущего года там состоится очередное международное мероприятие — по поводу 70-й годовщины освобождения лагеря. И если бы не трусость польских политических элит (у которых трясутся поджилки при мысли о гипотетической встрече с президентом России Владимиром Путиным), там вновь могла бы произойти большая встреча руководителей государств.

Формально гостей на такие мероприятия приглашает Международный комитет Освенцима. Но, как это бывает в дипломатии, состав приглашенных и программа торжеств с заинтересованными, то есть с членами МКО, лишь согласовывается.

В Польше несколько месяцев назад появились предложения не приглашать в будущем году президента Российской Федерации, эта идея была названа дополнительными санкциями демократического сообщества. Но потом дискуссия, как это водится в Польше, смолкла: если есть проблема, мы прячем ее в долгий ящик - а вдруг она решится сама собой.

Тем временем президент Чехии Милош Земан (Miloš Zeman) лично пригласил президента России вместе с лидерами США, Великобритании, Франции и остальных стран, представленных в Международном комитете Освенцима, на аналогичные торжества, устраиваемые в январе в Праге.

После этого МКО будет сложно не пригласить президента Путина в Польшу. И что тогда: польский президент отправит на мероприятия кого-нибудь вместо себя, а премьер возьмет больничный? Президент Польши и глава польского правительства не разговаривают с российскими властями, так как они не могут согласиться с аннексией Крыма и современной политикой Владимира Путина.

Президент США, канцлер Германии, президент Украины тоже не соглашаются с нынешней кремлевской политикой, однако регулярно разговаривают с российскими руководителями, зная, что сам факт переговоров и бесед не означает капитуляции перед Путиным и его Россией.

В Польше политика символов и истории берет верх над политикой реальной. Поэтому несмотря на отсутствие переговоров с российской властью, наши политические элиты и поддерживающие их СМИ уверяют общественность, что мы продолжаем вести активную политику за восточными границами нашего государства. Активную, хотя с руководством Белоруссии мы тоже не разговариваем. А с руководством Литвы делаем это так редко, что несмотря на замалчивания и приукрашивания в прессе, видно, что отношения между нашими государствами неважные.

С украинскими властями мы в последнее время не тоже не говорим. Потому что не о чем. О польской помощи Украине, стремящейся в экономическую пропасть, в виде солидарного забега «звезд» по маршруту Варшава — Киев?

Украинцы уже не нуждаются в Варшаве в роли «медиатора» в переговорах с Россией и ЕС, поскольку медиатор должен сохранять хотя бы видимость нейтралитета. А Польшу воспринимают как лидера антироссийской политической и медийной кампании.

Борзых не сажают за стол переговоров, а США, Германия и Франция считают Россию не дичью, а слишком агрессивным партнером — по крайней мере, на словах. Ведь их политические элиты знают, что в реальной политике следует быть готовыми к войне (холодной или гибридной), и одновременно — к периоду оттепели в отношениях, мира, сотрудничества.

В этом году элиты Третьей Польской республики отмечали 25-й юбилей «независимости». Хотя прошла уже четверть века, у нас до сих пор нет собственной политики в отношении современной России для мирного времени. Польские элиты до сих пор этому не научились.

В январе будущего года руководители Германии, США, Франции, Великобритании и Украины в Праге наверняка воспользуются чешским посредничеством и поговорят с российским лидером. Потому что они знают, что во время мира следует думать о войне, а во время войны — о наступающем после нее мире.

Ведь эпоха доминирования Запада, то есть Евросоюза и США, подходит к концу. Новые державы — Китай, Индия, Бразилия, Россия хотят многополярного мира без главенствующего гегемона. Польский президент, польский премьер получат в январе шанс поговорить с президентом соседней державы. У них есть время подумать, о чем следует с ним побеседовать, подумать уже сейчас. Заносчивая Польша никому не нужна.