Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Союз царя и султана

© East News / Xinhua/Mustafa Kaya/Sipa USAВстреча Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Анкаре
Встреча Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Анкаре
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Турция и Россия — две бывшие империи, мечтающие о возвращении своего места на мировой арене. Первая распалась в 20-х годах прошлого века. Лишь с помощью Запада ей удалось сохранить остатки величия, но она так и не стала его частью. Вторая рухнула в 90-х годах того же века. Ее не спасли ни «перестройка», ни «гласность», ни попытки подружиться с Западом. Сегодня они стали союзниками.

Турция и Россия — две бывшие империи, пытающиеся вернуть свое место на мировой арене. Первая из них пришла в упадок и распалась в 20-х годах прошлого века. Только с помощью Запада ей удалось сохранить остатки своего величия, при этом она, если не считать ее вступления в НАТО, так и не стала его частью. Вторая рухнула в 90-х годах того же века. Ее не спасли ни «перестройка», ни «гласность» Михаила Горбачева, ни попытки Бориса Ельцина подружиться с Западом.

После распада бывшие империи изменились. А вместе с ними изменился и мир. Кемалистской Турции стало недостаточно защищать свои границы и издалека грозить соседям-арабам. Надо сказать, что эти соседи не вдохновились ни турецкой «демократией», ни турецкой «светскостью». С приходом к власти Эрдогана в Турцию вернулся дух султаната, царившего здесь на протяжении всех веков ее властвования над арабскими странами и Средней Азией. Сегодня Турция представляет реальную угрозу для арабских государств. Когда-то ее территория простиралась от границ с Россией на востоке до границ с Австро-Венгрией на западе. Именно о таких границах для своей страны мечтает Эрдоган, вызывая в памяти турок рассказы бабушек и дедушек. Воплотить его мечту в жизнь ему помогают исламистские террористические организации и экстремистские движения, ратующие за воссоздание халифата во главе с «потомком Пророка» Абу Бакром аль-Багдади, которому Анкара оказывает безграничную поддержку.

Что касается России, стремящейся вернуть власть и влияние советской империи, то она опирается на военную силу и союзы с ближневосточными государствами в лице Сирии и Ирана. Правда, нельзя сказать, чтобы население этих стран поддерживало Россию. Исламисты выступают против нее, оставшиеся коммунистические партии слишком слабы и не имеют никакого веса в правительстве, да и сама Москва больше не придерживается марксистско-ленинской идеологии. Поэтому основным фактором, питающим ее устремления вернуть все то, что было утрачено в последние 20 лет, стал так называемый российский национализм. Особенно ярко он проявился в эпоху Владимира Путина, этого нового российского царя, вернувшего своему народу чувство собственного достоинства. Все его усилия направлены на то, чтобы сделать из России новый мировой центр силы, ни в чем не уступающей США. С этой целью он вступил в союз с Китаем и странами БРИКС против Запада, который в страшных снах все еще видит призраки коммунизма в России и маоизма — в Китае, хотя тот давно уже превратился в капиталистическую страну. Путин усиленно старается развивать отношения с союзниками. Примером этому в области экономики могут служить Шанхайские соглашения, в военной сфере — поддержание военной базы в Тартусе.

Политика «султана» Эрдогана с самого начала встретила сопротивление арабских государств, которым не захотелось возвращаться в мрачные времена Османской империи, во времена, которые так старались вернуть «Братья-мусульмане», вступившие в союз с Анкарой. В Египте армии удалось устранить эту партию от власти. В Тунисе «Ан-Нахда» стала частью правящей коалиции, не сумев сохранить власть. Что касается стран Персидского залива, то почти все они, кроме Катара, внесли «братьев» в список запрещенных организаций. От «султана» и его призрачной мечты отвернулись и ИГИЛ, и «Ан-Нусра», и Сирийская свободная армия. США воспротивились его «маленькой» прихоти и отказались вводить беспилотную зону над Алеппо. Если бы это произошло, то это привело бы к еще большему разрастанию посеянного Турцией терроризма.

Другими словами, политика Эрдогана привела к региональной изоляции Турции. Запад, в свою очередь, изолировал Россию, испугавшись ее имперских амбиций в Европе и на Ближнем Востоке. Когда они оказались в условиях изоляции, Путину и Эрдогану пришлось пойти на сближение друг с другом: других вариантов просто не было. Они отдали предпочтение экономике перед политикой, вступив в беспрецедентный союз. Царь принял решение наказать Болгарию и отказался от проекта строительства газопровода в Европу через ее территорию, договорившись с султаном, что новый трубопровод пройдет через территорию Турции. Они также подписали договор об увеличении торгового оборота до ста миллиардов долларов и пока отложили в долгий ящик проблему финансирования Анкарой террористов, которые угрожают уничтожить Российскую Федерацию. Возможно, они понадеялись на то, что прокладка газопровода сблизит их политические взгляды в будущем.

Все это хорошо, вот только американская империя, а вместе с ней зарождающиеся империи Франция и Великобритания будут продолжать блокировать Москву, а в условиях начатой ею гонки вооружений все договоры, заключенные с Анкарой или с кем-то еще, могут оказаться бесполезны. И это несмотря на недавние слова Путина о том, что России нет равных по степени военной силы и сто она готова применить ее в случае роста «западной угрозы».

Очень коротко современную ситуацию можно описать так: мир втянут в конфликт исчезнувших империй, мечтающих вернуть былую славу. Единственная здравствующая империя в лице США использует все имеющиеся у них средства для защиты своих интересов в «колониях», которые погрузились в пучину религиозных и этнических конфликтов. Сильные государства превратили нашу родину в театр разрушительной холодной войны.