Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кого боимся мы, а кого — американцы и немцы

Опросы показывают, что не только чехи, вопреки воинствующей пропаганде Запада, не боятся России

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС
Президент России Владимир Путин отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наиболее массированная антироссийская кампания со времен первой холодной войны явно не достигла своей цели. Она провалилась. Пропагандисты в основных СМИ расстроены и даже напуганы результатами. Издание Washington Post задается вопросом: как возможно, что большинство немцев выступают за восстановление нормальных отношений с Российской Федерацией?

Наиболее массированная антироссийская кампания со времен первой холодной войны (1989) явно не достигла своей цели. Она провалилась. Откуда такой оптимизм? Из опросов, которые проводились в одно и то же время в разных странах мира — и должны были подтвердить совершенно противоположное. У нас опрос провел Центр исследования общественного мнения (CVVM, исследовательский отдел Социологического института Академии наук ЧР). Другое, столь же серьезное, немецкое агентство провело опрос среди наших западных соседей. Еще один опрос провели американцы среди видных представителей государственного чиновничества.

Пропагандисты в основных СМИ расстроены и даже испуганы результатами. Издание Washington Post (газета, которая недавно обвинила в «пророссийских» настроениях президента Чехии Земана, поэтому цитировалась нашими «гавлистами» как откровение Господне) стало одним из первых. Расстроенное, оно задается вопросом: как возможно, что 43% немцев не чувствуют угрозы со стороны России, а напротив, большинство выступает за восстановление нормальных отношений с Российской Федерацией? Богумил Долежал, патриарх чешского «гавлистического» «медиаклуба», испуган. Зато комсомольцы из газеты Mlada fronta (вчера, сегодня и завтра) с радостью засучили рукава и принялись за дело.

Стакан наполовину пуст или наполовину полон?

«Наибольшей угрозой для нас является Россия, полагают чехи». Это заголовок статьи, где говорится о результатах исследования CVVM, согласно которому 72% людей не видят в России угрозу. Теперь товарищам придется «объяснять» нашим согражданам, что они думают обратное тому, что думают. Интерпретация, как мы знаем, бывает важнее, чем сам «опрос». Они действуют так:

«Россия в настоящее время является самой большой реальной угрозой для Чешской Республики. Согласно последнему опросу Центра исследования общественного мнения, так думают 28% людей. Федерация Владимира Путина, таким образом, опередила КНДР и Сирию. Чехи также боятся эпидемии, международной организованной преступности и терроризма».

Применение известного теста со стаканом, который наполовину заполнен водой: пессимист заявил, что он полупуст, а оптимист будет видеть его полным наполовину. Лишь с той разницей, что в этом случае нужно заявить о полном стакане, в котором воды — на треть. Поэтому читаем далее: «Респонденты отвечали на простой вопрос «Думаете ли вы, что есть некое государство, которое представляет реальную угрозу для безопасности Чешской Республики?». Список наиболее  опасных  государств современности с точки зрения безопасности ЧР, что неудивительно, соответствует современной ситуации на арене международной политики. Но, несмотря на это, первое место России в рейтинге — это довольно большой сюрприз. Четыре года назад угрозу в России видело лишь 11% опрошенных. Почти каждый седьмой респондент угрозой считает Украину. Далее следуют Ирак, Иран, Афганистан и Сирия».

Примечательные цифры

Может ли кому-то прийти в голову, что над нами просто открыто издеваются? Или, может, нам откровенно демонстрируют, каким старожилам в области подготовки общественности к войне гавлистические элиты доверяют пропаганду в СМИ? На протяжении многих месяцев СМИ втемяшивают в голову общественности ненависть к России и страх перед президентом Путиным. И если тут что-то и может удивить, так это лишь то, что почти три четверти населения им так и не удалось одурачить. Поэтому есть фраза «Две пятых опрошенных опровергли существование угрозы или выбрали ответ «не знаю»«. Но это еще совсем не сердцевина манипуляции. Вот она: Частью опроса была также оценка других реальных угроз, которые не связаны с конкретными государствами. В этом отношении чехи больше всего боятся эпидемии какой-нибудь болезни, а также мирового экономического кризиса. Так ответило 40 и 42% опрошенных. Треть чехов полагает, что Чехии реально угрожает сырьевой кризис, а 29% людей боится войны, 27% — природных катастроф. Международной организованной преступности боятся 65% людей, а четверть назвала эту угрозу небольшой. Террористических группировок и отдельных террористов очень боятся 62% чехов, радикальные религиозные движения считают большой угрозой 47% граждан. (…) Оценивая собственное будущее и будущее близких, две трети респондентов настроены оптимистично, но если говорить о будущем чешского общества и народа, то преобладает пессимизм».

Другими словами, приблизительно такое же меньшинство тех, кто якобы боится России, одновременно боится войны. Абсолютное большинство «большой угрозой» вместо этого считает международную преступность и терроризм. Это нам, вероятно, тоже втемяшивают в голову. Вот уже более 10 лет. Просто они погнались за несколькими зайцами сразу, и тут и вкралась ошибочка.

Американский опрос

Но оставим ненадолго эти данные для осознания и обратимся к подобному опросу в США. В отличие от нашего «всеобщего» опроса этот был проведен в четко определенном сегменте людей, которые, как правило, имеют очень хороший доступ к информации, «незамутненной» медиапропагандой. Но сперва напомним, что в сентябре, октябре и ноябре президент Обама не раз, в соответствии с медиамейнстримом, во всеуслышание называл основной опасностью для Америки Россию. По его словам, она так же опасна, как Эбола и исламский терроризм.

Респонденты были в большинстве своем (77%) самыми информированными из всех информированных: это были сотрудник министерства обороны. Остальные опрошенные были из других значимых министерств, в том числе МВД и МИД, включая 55% (!) руководителей на средних и высоких должностях.

И что?

Результаты шокируют. Три четверти опрошенных полагает, что с точки зрения национальной безопасности США ситуация хуже, чем была в 2008 году, то есть непосредственно после того, как в Белый Дом пришел Барак Обама.

Такое же число голосов получено от тех, кто считает самым большим риском исламский терроризм. Второе и третье место главных угроз США (64%) разделили хакерские атаки и «нефункциональность политической системы США» (!). Первую пятерку факторов риска замыкает астрономический государственный долг Америки (55%). На шестом месте «Иран с его ядерным оружием», и только на седьмом — «российская экспансия» (37%) и «наращивание военной силы Китая» (33%). И только во втором десятке угроз находятся пандемические заболевания, ядерное оружие и изменения климата.

Половина опрошенных уверена, что «нынешнее руководство страны слишком полагается на использование военной силы при достижении внешнеполитических целей». Вообще большинство считает использование военной силы допустимым лишь в случае защиты самих США и их союзников от прямого военного или террористического нападения.

Подведем итог

Информированные американцы знают, что «российская угроза» в списке реальных опасностей имеет второстепенное место. Реальной она может стать лишь в том случае, если правительство будет действовать так, как действовало до сих пор — «слишком полагаться на использование военной силы при достижении внешнеполитических целей».

В то же время они понимают, что помимо исламского терроризма им больше всего угрожает «нефункциональность политической системы США». Оставим в стороне, что для них уже слишком сложно объединить две эти угрозы в одно: исламский терроризм в том виде, в котором он сегодня реально угрожает Америке, является по природе своей искусственным продуктом, созданным после 11 сентября рядом войн и военных вторжений США в странах арабского мира. И что то же самое, начиная от драконовских законов, ограничивающих гражданские свободы (Patriot Act), и заканчивая искусственно созданными банковскими «мыльными пузырями», которые вылились в финансовый и экономический кризис Запада, что все это работает на разложение системы американской демократии.

Ведь американцы находятся под постоянным давлением воинствующей пропаганды СМИ. Так же как и мы, и немцы, и большая часть европейской общественности — только еще более массированной и бесстыдной. Тот, кто не верит, что в чем-то подобном можно превзойти Чешское телевидение, пусть посмотрит фотографии, которые опубликовал, например, сайт aeronet.cz. http://aeronet.cz/news/ctyricet-procent-nemcu-fandi-putinovi-a-schvaluje-anexi-krymu-ukazuje-cerstvy-pruzkum-clanek-vysel-ve-washington-post-usa-nechapou/
 
Испуганный старожил из «клуба»

Но вернемся к нам. Согласно последнему исследованию, общественность, как сказано, воспринимает «угрозу России» очень схоже. «Опасность Путина» для нее даже ещее менее значима, что, вероятно, объясняется большей близостью и знанием реалий, которое не могут истребить даже воинствующая пропаганда.

На это обратили внимание даже некоторые шишки из чешской пропагандистской когорты. Как и их друзья из Washington Post, они явно не понимают, как это возможно, что агентства по исследованиям общественного мнения на этот раз так «подпортили» манипулирование. Например «публицист» (патриарх пражского «гавлистического клуба») Богумил Долежал рассказал порталу Neviditelny pes прямо с рекомендациями, какие «наводящие вопросы» нужно было задать людям, чтобы результат был «лучше»: «Судя по данным агентства CVVM, у чешского общества очень деформированное и ослабленное чувство опасности. Вина за это неблагоприятное впечатление лежит на самом агентстве, которое задает респондентам путанные и бессмысленные вопросы, то есть заранее ограничивает круг угроз так, что среди них не оказывается возрожденного российского империализма. Так что кажется, что люди у нас больше всего бояться «организованной международной преступности». Но в несколько переносном смысле слова можно заявить, что русский Drang nach Westen и российское вторжение на Украину, собственно, тоже являются формой международной организованной преступности, но  в рамках этого опроса об этом надо было заявить во всеуслышание, то есть хотя бы респондентам. Я рискнул бы предположить, что этого не произошло. Так что нечего удивляться, что люди выбирают как одну наиболее реальную из восьми предлагаемых угроз (организованная международная преступность, беженцы, крайне правые группировки, иностранцы, проживающие в ЧР, крайне левые группы, иностранные спецслужбы).

Более реальна оценка того, какая страна является настоящей угрозой для ЧР. Но нас, тех, кто полагает, что это Российская Федерация, всего каких-то 28%, однако среди опрошенных мы представляем наиболее сильную группу. Близко к нам находятся 21% уверенных в том, что для ЧР ни одна страна не представляет реальной угрозы, а на третьем месте — те, кто полагает, что нам больше всего угрожает Украина (!)».

Итак, констатация: на этот раз просто не вышло. Уже потому, что ни один план никогда полностью не оправдывается. Любой разумный человек, который не полагается только на «официальные» СМИ, знает об этом, конечно, уже давно: все большая часть общественности думает о «российской угрозе» совершенно не то, что ей хочет втемяшить пропаганда, основанная на необходимости эскалации напряженности и подготовке к войне с непокорной Российской Федерацией, управляемой президентом Путиным. Но будет ли важно то, что думают люди?