Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Солидарность с родиной или c КГБ?

Эмигранты из России спорят о письме, осуждающем Запад и поддерживающем политику Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В «Российской газете» опубликована декларация «Солидарность с Россией», которая получила поддержку более ста представителей княжеских и дворянских родов из разных стран. Декларация вызвала споры в российской диаспоре. Появилось еще одно обращение с призывом не поддерживать политику Путина.

В «Российской газете» опубликована декларация «Солидарность с Россией», которая получила поддержку более ста представителей княжеских и дворянских родов из разных стран. Авторы обращения — супруги князь Дмитрий Михайлович и княгиня Тамара Георгиевна Шаховские — видные потомки русской белой эмиграции. «Мы не можем смириться с ежедневно обрушивающейся на нас клеветой в адрес современной России, ее руководства и ее президента, которых подвергают санкциям и смешивают с грязью вопреки элементарному здравому смыслу», — подчеркивают авторы письма. Декларация вызвала споры в российской диаспоре. Появилось еще одно обращение с призывом не поддерживать политику Путина.

Дмитрий Шаховской — доктор филологических наук, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института и Русской духовной семинарии во Франции, вице-президент Союза дворян, автор многочисленных работ по истории русского общества и дворянства. В беседе с Радио Свобода он рассказал, что к написанию этого открытого письма их с супругой, в первую очередь, побудило необъективное, по их мнению, освещение западными СМИ событий последнего года на Украине.

— Мы испытывали чувство возмущения из-за грубого вмешательства иностранных держав в дела, которые их по сути дела не касаются. Я понимаю, что это, отчасти, большая сложность для многих европейских стран, включая Францию, которые перестали быть суверенными государствами. Многие говорят о суверенитете, но суверенитет, уже со времен, когда бомбили Сербию, не уважается. И напрямую диктуют другим странам то, что они должны делать. Всегда надо стараться быть объективным. Но когда в государстве, которое говорит, что оно суверенное, назначаются министры из иностранных держав, это совершенно невероятно. Невероятно, что некоторые заседания, как мы это видели, проходят под американским флагом.

— Вы имеете в виду Украину?

— Конечно. Ведь кто страдает в данном случае, на первом плане? Это бедная Украина. Ее территория разоряется путем гражданской войны, а совершенно безвинные люди, дети подвергаются бомбежкам и всяческому насилию. Где тут европейские ценности? То есть те ценности, которые провозглашаются. Я их не вижу.

— В декларации вы говорите о вашей обязанности, в силу своего происхождения, «разоблачать явные исторические фальсификации, приведшие к нынешней драме на Украине». О каких фальсификациях идет речь?

— Благодаря моим родителям, кроме французского языка я владею и русским. И я заметил, что те, кто не владеет русским языком, не имеют доступа к целой части информации. И необходимы, конечно, объективное отношение и доступ к информации. В русских СМИ публикуется больше информации насчет всего, чем, например, в украинских СМИ. Я не говорю уже о французских СМИ, где вообще ничего нет. И тут я хочу подчеркнуть, что история совершенно игнорируется. Все рассуждают так, будто история начинается в середине двадцатого века. А ведь это не так.

— То есть события до 1917 года не упоминаются?

— Да, конечно. Совершенно игнорируют то, что было до 17 года. А ведь невозможно объяснить ситуацию именно без прочтения истории. Я вам дам один очень простой пример. Вы, наверняка, помните, когда Украина вошла в ООН. В 1945 году. Крым тогда был в Советском Союзе. Он отнюдь не был в Украине. Это никто не упоминает. И также то — а это вообще несуразно, — что точные границы Украины не были юридически, следуя нормам международного права, фиксированы. А те границы, которые принимаются, это те границы, которые были установлены Лениным. Заметьте парадокс: валят статуи Ленина, а ведь это он создал, отчасти, эту ситуацию.

— За месяц с момента публикации декларации ее подписали более сотни видных представителей русской диаспоры во Франции и в других странах. Кто эти люди и что их объединяет?

— Чувство истории. Есть очень много нюансов, и не все эти люди, конечно, согласны между собой. Но их объединяет чувство истории. Они воспитаны на тех же основах.

— А отношение к нынешней России?

— Все видят в основном, что все, что делается, направлено против России. И что бедная Украина просто используется как орудие этой ненависти и неприязни, этой политики, которая никак не хочет, чтобы Россия встала на ноги. Не то чтобы она стала особенно сильной. Нет. Чтобы она стала на ноги, как любое государство. И появилось это не сегодня. Это намечается уже с 18-го века. Мы это знаем, мы это помним. У нас есть соседи, примерно нашего поколения, чуть моложе. И когда было воссоединение — а не аннексия, как говорят, — Крыма, они сказали «Мы вас поздравляем. Для нас Крым — это Россия. И между прочим Украина тоже». Это не означает, что Украина — это Россия. Но это означает, что Украина воспринимается как часть России. Воспринимается как что-то единое с Россией. Нравится это или нет. Если мы говорим о прошлом: не надо забывать, что самая основа всего этого — это Древнерусское государство, которое имеет огромное отличие от всех остальных стран Европы. Во всех остальных странах Европы были разные династии, если внимательно исследовать историю. Что же касается нашего отечества, это — одно пространство, от Новгорода до Киева, и оно управляется одной и той же династией. Сначала это братья, потом — двоюродные братья, потом — троюродные братья, но все равно они все связаны одним происхождением.

— Если говорить непосредственно о Франции, находите ли вы, что, несмотря на исторически особые отношения с Россией, сегодня и здесь преобладают антироссийские настроения?

— Одна из ведущих газет Франции — это газета «Фигаро». Печатаются статьи, явно направленные против России. Но когда эти статьи читаешь в интернете, там есть комментарии. И с поражением видишь, что большая часть комментариев направлена против этих статей. А впечатление такое, что газета эти голоса игнорирует, не слышит. И что получается? Что рождается, и не только у нас, определенное возмущение по поводу того, что игнорируется чувство свободы, право на слово.

— Вы рассматриваете это открытое письмо как выражение вашей личной позиции. А можно ли говорить о том, что есть некая позиция потомков белых эмигрантов во Франции в отношении нынешней России? Есть ли критика, есть ли симпатия, что превалирует?

— Как вы видите по подписчикам, есть определенное чувство симпатии. Но каждый вносит свое. Иногда приходят письма, и люди говорят, что с определенными пунктами они не согласны. Но они все равно подписывают. Потому что мы старались подчеркнуть самое главное. Подчеркнуть то, что нам кажется неоспоримым.

— Если выйти за пределы украинского контекста, какова ваша позиция и позиция русской интеллигенции во Франции относительно нынешней российской политики?

— Я могу сказать, что все испытывают чувство любви к России. Тут, конечно, очень много нюансов, но мне невольно вспоминаются слова Герцена. Когда Герцен очутился на Западе, он написал следующее: «Вера в Россию спасла меня». Надо обдумать, каким образом человек, который был воплощением либерализма и политической критики, мог сказать эти слова. Кроме того, у него есть другое высказывание, приблизительно того же периода. «Отчего верить в Бога смешно, а верить в человечество не смешно, верить в царствие небесное глупо, а верить в земные утопии умно?» Обратите внимание: мы за каждой фамилией не указали, в какие объединения они входят. Это просто личное отношение к вопросу. И мы не претендуем в данном случае представлять всю эмиграцию или русскую интеллигенцию за рубежом. Мы — определенные лица, которые объединились вокруг определенной позиции, сохраняя свое лицо, со всеми возможными оговорками, — сказал в интервью Радио Свобода князь Дмитрий Шаховской.

Живущий в Германии историк искусств Александр фон Ган, внук одного из соратников адмирала Колчака барона Константина Гана, подготовил другое обращение от имени «потомков тех, кто оставил Россию после большевистского переворота октября 1917-го, оказался на чужбине в ходе Второй мировой, был вынужден покинуть страну недавно, к гражданам Российской Федерации»:

Друзья!

Подходит к концу еще один год, который мы провели за пределами России. Это был не наш выбор. За нас его сделали те, кто вот уже почти столетие управляет Россией.

Полковник КГБ Путин продолжает политику систематического уничтожения России
Почти 70 лет большевики систематически уничтожали всё русское, всё, связанное со славным прошлым нашей Родины. Большевистскими палачами, изуверами ЧК, ОГПУ, НКВД и КГБ были зверски замучены миллионы русских людей. Была растоптана Русская Православная Церковь. Полностью истреблена или изгнана вся, без исключения, русская аристократия, дворянство, купечество, уничтожена большая часть крестьянства. Рабочие превращены в рабов.

В подвалах и застенках ЧК, в рвах и траншеях, всеми доступными средствами на полях гражданской войны уничтожались преданные присяге и долгу офицеры, солдаты и матросы. Тысячами, десятками тысяч расстреливались заложники из числа гражданских лиц. В результате кровопролитной Гражданской войны и сталинских репрессий разлучёнными и осиротевшими оказались миллионы детей, умиравших от голода и холода, подвергавшихся ежедневному, ежечасному насилию в детских домах и приютах — во имя построения «социалистического рая» было практически полностью истреблено два поколения русских людей.

Пришедший 14 лет назад к власти полковник КГБ Путин продолжает политику систематического уничтожения России. Якобы от имени русского народа и во имя его национальных интересов была развязана кровавая Чеченская война, оккупирована территория Грузии, продолжается вторжение на территорию братской, православной Украины.

Заставить русских людей убивать друг друга — вот цель нынешнего поколения «кремлёвских мечтателей». Националистическая пропаганда, развёрнутая подконтрольными администрации средствами массовой информации, отравляет умы и души ядом ненависти, национализма, вражды и подозрительности. Под вывеской «Русского Мира» Россию, русскую культуру, русский народ противопоставляют Европе; общие, трудом и кровью выстраданные культурные и духовные связи объявляют пагубными — из запасников истории извлечены басни о тлетворности Запада. Как и семьдесят лет назад, во времена военного коммунизма, Москва грозит миру тотальным уничтожением. Решительно и со всей возможной уверенностью заявляем — эти планы обречены на провал. Зарубежной резидентурой ОГПУ эмиграция, уверены, не станет. Ни Белая, ни Новая, никакая. Как не станет она и «проводником политики» Кремля.

Наша задача — снятие проклятия большевизма, проведение свободных и честных выборов, созыв Учредительного Собрания, возрождение Великой России в соответствии с волей русского народа, равно как и всех народов, населяющих нашу Родину.

Россия будет свободной!


Вот что думает Александр фон Ган о парижской декларации «Солидарность с Россией»:

— Люди, которые подписали это письмо, прекрасно осознают тот эмоциональный заряд, который их имена этому письму придают. Люди, к которым я отношусь с колоссальным трепетом, Дмитрий Михайлович Шаховской, человек чрезвычайно честный, кристальной души, и многие другие из этого списка — это действительно русские люди, которые очень переживают за Россию. Но в очередной раз, как это было и 20-е, и в 30-е, и в 40-е годы, их используют самым беспардонным и циничным образом. Вот что меня больше всего возмущает. Конечно, были колоссальные ошибки на Западе допущены. Я работал в Москве финансовым консультантом и представителем немецкого банка и хорошо помню, каким образом западные финансовые и государственные институты помогали создавать сеть коррупции, которая опутала Кремль в первые же годы после перестройки. Но это не означает, что нужно обвинять во всем Запад. Мне в перестройку был 21 год, и были уверены в том, что мы едины с Европой и со всем миром. Русское культурное, духовное пространство — это очень важный элемент мировой культуры. Мы никогда не хотели быть главными, все очень ждали возможности преодолеть этот изоляционизм. Эта возможность была упущена, и теперь нам предлагают национализм. Что такое национализм для России? Это конец, это развал страны. Мы не можем делить русских на очень русских и недорусских — это преступление против нашего общего исторического, культурного наследия, против памяти наших предков, которые созидали нашу страну. И теперь нам предлагают объединиться и в едином порыве поддержать Россию и ее руководство, которое последовательно внедряет экстремальные формы национализма, которые приведут (и об этом, я думаю, некоторые из подписантов письма догадываются) к колоссальным жертвам, к смерти русского народа, как народа-созидателя. Вы хотите натравить одних людей на других, вы уже столкнули лбами русских людей. Ничего более преступного и более близорукого, чем подобного рода письма, я себе представить не могу. Я очень боюсь, что печать этого письма ляжет не только на них самих, но и на их потомков. Потому что это преступление, это предательство России, к сожалению. Мне очень жаль говорить эти слова, но мне очень сложно воспринимать это в терминах философских и отвлеченных.

— Чем, на ваш взгляд, руководствовались люди, которые подписывали это письмо? Тут есть элемент корысти? Можно ли говорить о проникновении агентов в эту среду?

— Нет, конечно, нет. Я никоим образом даже подозревать не могу, что здесь есть какая-то агентурная работа. Я уверен, что большинство подписавших это письмо относятся с любовью к России. Но, понимаете, любовь слепа. Вот эти торжества, присоединение Крыма — не имеют отношения ни к России, ни к возрождению русского народа, а имеет отношение к сиюминутным политическим соображениям. Но спорить с ними я не могу, потому что я знаю, что они хотят для России лучшего, что они хотят для России добра, что они хотят истинного настоящего, подлинного возрождения России, но ищут его не там. И в этом всегда была, на мой взгляд, самая большая проблема эмиграции. Эмиграция — это в значительной степени искаженное представление и понимание реальности России. Людей, которые искренне верили, что они помогают русскому народу, России, и работали на НКВД, было очень много. Они искренне были уверены, что они помогают. В 1948 году мой прадед вернулся со своей семьей из Шанхая, он был генеральным консулом России, принял советскую власть, представлял интересы советского правительства, хотя он был царский дипломат. В 1948 году они решили вернуться. Брат моей бабушки был джазовым музыкантом, одним из лучших саксофонистов Шанхая. Когда они на рейде шанхайском стояли, готовясь к отплытию, его оркестр возвращающимся в Россию эмигрантам играл блюз. Было приподнятое радостное настроение. В то же время на том же рейде стоял американский пароход, который только что пришел из Владивостока. Оттуда кричали им по-английски: «Что вы делаете? Вернитесь! Вы сошли с ума, не делайте этой ошибки. Вы совершаете преступление перед собой и своими детьми. Прекратите это, это абсурд, вы едете в страну, где ничего этого нет». Конечно, мой дядя и мой прадед были уверены, что это не так, хотя моя бабушка в это время сидела в лагере, моего деда расстреляли в 1937-м. И они вернулись. Мой прадед оказался в деревне на Южном Урале, его не расстреляли, не посадили в лагерь, но остаток дней он прожил в деревне недалеко от Нижнего Тагила, в деревянном бараке. Хотя он окончил Петербургский университет, был в дружбе с Рерихом, у него была превосходная дипломатическая библиотека, одна из лучших в Азии в то время. Все это было уничтожено. Так что я уверен в том, что тут нет никаких других позывов и порывов, здесь есть только любовь к России и желание помочь России. А то, что письмо было написано не только теми, кто его подписал, но в этом принимали участие люди из администрации президента, на мой взгляд, сомнению не подлежит. Сама стилистика письма говорит о том, что оно вышло не совсем из тех конюшен.

— Ваше контрписьмо вызвало интерес? Вы ожидаете, что будет много подписей?

— Меня это мало беспокоит, честно сказать. Я говорю от своего лица, от лица своей семьи и от лица своих детей. Кто это подпишет еще — не знаю. Подпишут — слава Богу, не подпишут — Господь им судья. Просто я не хочу быть в числе тех, кто поддержал политику России. И я не хочу, чтобы люди говорили о том, что белая эмиграция поддерживает курс и президента Российской Федерации.

— Крым называли «жемчужиной Российской империи». У вас при известии о том, что Крым вернулся в состав России, никаких сентиментальных чувств не возникло?

— Я считаю, что мы живем в совершенно другом мире, нет больше представления о границах, о том, что этот столб должен стоять здесь, а этот ров должен быть там, — это все минувшие века. Мы живем в совершенно изменившихся условиях, у каждого есть интернет, я могу разговаривать с друзьями в Нью-Йорке, с родственниками в Германии или с друзьями в Москве. Границ не существует, границы существуют в нашем сознании. Мне кажется, что эта неуклюжая попытка с черного хода присвоить Крым делается ради того, чтобы продлить еще это сладостное существование, эту иллюзию, что мы поставим еще один забор, еще одну стену воздвигнем. В этом году 25 лет с того дня, когда Берлинская стена была уничтожена. Так вот, это попытка выстроить Берлинскую стену, но теперь уже в наших головах, в нашем сознании. Совершенно не нужно завоевывать Лазурный берег, присоединять его к Российской Федерации для того, чтобы жить там, говорить на русском языке, кушать пельмени и запивать водкой. Никто не мешает вам приехать в Лондон, ходить по Пикадилли и говорить громко по-русски — это ваше право. Вы можете купить футбольный клуб, например. Что может быть абсурднее Романа Абрамовича, который владеет футбольным клубом «Челси», — это примерно такой же абсурд, как присоединение Крыма к России какими-то «зелеными людьми». Но это ничего не меняет. Все равно кто-то должен за это платить, все равно люди должны там жить, где бы они ни жили, они пьют воду, они используют электричество, им нужно быть самими собой. Мне кажется, что присоединение Крыма ничего им лично не добавляет, это не делает их лучше, это не делает их добрее, это не делает их более русскими людьми. Надо же где-то и остановиться. Тогда давайте дальше пойдем, давайте залезем в Калифорнию, присоединим опять Аляску, отменим договор, выплатим американцам 7 миллионов золотых рублей и заживем. Давайте тогда действовать по этой логике. Но это логика абсурда. Когда через 200 лет после завоевания Екатериной Крыма его завоевывают в очередной раз, после этого объявляют какой-то духовной родиной русского народа, позвольте, это уже чистой воды патология.

— Идея «Русского мира», которая сейчас формулируется в качестве государственной идеологии Путиным, тоже кажется вам абсурдной?

— Нет, конечно, «Русский мир» — это реальность. Абсурдным мне кажется то, что защитой «Русского мира» занимаются люди из НКВД-ГПУ-КГБ. Вот это совершеннейший абсурд. «Русский мир» созидался не ими, они были, остаются и, судя по всему, будут в ближайшее время его уничтожителями и уничижителями. Эти люди никогда ничего для этого «Русского мира» не создали, они его последовательно, целенаправленно, систематически уничтожают. Поэтому когда я слышу из уст кагэбэшников со стажем рассказы о том, что они патриотически настроены и собираются этот «Русский мир» каким-то образом развивать и популяризировать, вы знаете, яблоня узнается по плодам. В изложении кремлевских политологов «Русский мир» покоится на столпах православия, народности (русская культура и русский язык) и плохо закамуфлированного самодержавия, подаваемого как «историческая память и общие взгляды на общественное развитие». Превозносятся витальность, сила. Насилие — подчинение воли большинства как внутри, так и вовне — объявляется нормой. Общество возносится над личностью. На самом же деле подлинной основой «Русского мира» было и остается трепетное отношение к человеческой душе. В противовес кремлевскому симулякру подлинный «Русскій міръ» может быть создан только свободными людьми, «по образу свободы, не по образу господства силы и сильного, а по образу солидарности и милосердия. Только такое общество было бы не рабьим», отмечает выдающийся русский философ Николай Бердяев. И далее: «Источник человеческой свободы не может быть в обществе, источник человеческой свободы в духе». Именно такую свободу мы и намерены отстаивать.