Сегодня во всем мире набирает силу атеизм. Но означает ли это, что духовность скоро отойдет в прошлое? Корреспондент BBC Future выяснила, что ответить на этот вопрос совсем не просто.
Все больше людей — таких по всему миру уже миллионы — по их собственным словам, верят в то, что со смертью жизнь определенно заканчивается и что нет никакого Бога, никакой вечной жизни и никакого божественного промысла. По-видимому, эти убеждения, несмотря на весь свой пессимизм, получают все большее распространение. В некоторых странах открыто провозглашать себя атеистом стало модно как никогда.
«Атеистов сейчас, очевидно, стало больше, чем когда бы то ни было, — и в абсолютном выражении, и в процентах от общего числа людей на планете», — говорит Фил Цукерман, профессор социологии и секулярных исследований Питцерского университета в калифорнийском городе Клермоне (США) и автор книги «Мирская жизнь». Опросив более 50 тысяч человек из 57 стран мира, аналитики Международного исследовательского центра Гэллапа пришли к выводу, что количество людей, считающих себя последователями какой-либо религии, за период с 2005 года по 2011 год сократилось с 77% до 68%, а тех, кто называет себя неверующим, стало на 3% больше, в результате чего доля убежденных атеистов в мире достигла 13%.
Они, конечно, не составляют большинство, но, может быть, наметившаяся тенденция является предвестником грядущих перемен? Если она сохранится, может ли настать день, когда религия полностью исчезнет?
Предсказать будущее невозможно, но анализ того, что мы знаем о религии — в том числе о причинах самого ее появления и о том, почему некоторые люди приходят к вере, а некоторые отходят от нее, — может помочь нам спрогнозировать, как будет развиваться отношение людей к религии в ближайшие десятилетия и века.
Ученые все еще пытаются вычленить те факторы, которые толкают человека или народ к атеизму, но некоторые общие черты уже вырисовываются. Притягательность религии отчасти обусловлена тем, что она дает ощущение безопасности в нашем непредсказуемом мире. Поэтому неудивительно, что самый большой процент неверующих наблюдается в тех странах, где уровень экономической, политической и бытовой стабильности достаточно высок. «По-видимому, при повышении уровня безопасности в обществе религиозные убеждения ослабевают», — утверждает Цукерман и добавляет, что в некоторых обществах установление капиталистического строя и предоставление гражданам доступа к технологиям и образованию также приводит к ослаблению религиозности.
Кризис веры
Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай — всего лишь сотню лет назад во всех этих странах религия играла большую роль, но сейчас доля верующих там сократилась до самых низких в мире показателей. Все эти государства имеют развитую систему образования и социального обеспечения, в них практически решена проблема неравенства, а их граждане являются финансово благополучными. «В целом, люди меньше боятся превратностей судьбы», — отмечает Квентин Аткинсон, специалист по психологии из Оклендского университета (Новая Зеландия).
Впрочем, отход от веры наблюдается повсеместно, в том числе там, где число верующих все еще очень велико, например, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. «Мало где общество стало более религиозным, чем 40-50 лет назад, — утверждает Цукерман. — Единственным исключением, пожалуй, является Иран, но там тоже не все так однозначно, потому что неверующие люди могут скрывать свои убеждения».
США также не вписываются в общую концепцию: это одна из самых богатых стран мира, но уровень религиозности населения там очень высок (хотя по итогам исследования, проведенного недавно аналитическим центром Pew, выяснилось, что в период с 2007 года по 2012 год доля американцев, считающих себя атеистами, возросла с 1,6% до 2,4%).
Однако специалист по социальной психологии из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и автор книги «Большие боги» Ара Норензаян убежден, что «упадок» не значит «исчезновение». Физическая безопасность тоже более эфемерна, чем кажется. Все может измениться в одну минуту: пьяный водитель может сбить любимого человека, торнадо может разрушить город, врач может диагностировать у вас неизлечимую болезнь. Если в будущем из-за изменений климата на нашу планету обрушатся стихийные бедствия, а природные ресурсы станут подходить к концу, то страдания и тяготы могут воспламенить религиозные чувства.
«Люди хотят избежать страданий, но если уж это невозможно — по крайней мере, найти в них смысл, — объясняет Норензаян. — По каким-то причинам религия придает страданиям значительно больший смысл, чем любые известные нам светские идеалы или убеждения».
Это явление постоянно можно наблюдать в больничных палатах и в зонах бедствий по всему миру. Так, в 2011 году в новозеландском городе Крайстчерч, жители которого в большинстве своем были неверующими, случилось крупное землетрясение. Многие очевидцы этой трагедии внезапно пришли к вере, тогда как в остальной части страны никаких изменений в степени религиозности не произошло. Впрочем, из этого правила есть исключения: так, в Японии после Второй мировой войны число верующих резко сократилось. Однако в целом, по наблюдениям Цукермана, в мире преобладает та модель, которая сработала в Крайстчерче. «Если бы, став свидетелем страшных событий, человек обычно превращался в атеиста, мы бы уже все были атеистами», — говорит ученый.
Божественный разум
Но даже если бы все беды нашего мира вдруг чудесным образом прекратились и мы все зажили бы мирно и счастливо, религия, вероятно, все равно никуда бы не делась. Это связано с тем, что, судя по всему, из-за каприза эволюции в нейропсихологии нашего вида существует особое место для Бога.
Для того чтобы разобраться в этом явлении, необходимо изучить «теорию двойственных процессов». Согласно этой психологической модели, у человека имеется две основных формы мышления: система № 1 и система № 2. Система № 2 развилась у нас относительно недавно. Это наш внутренний голос, который, кажется, не умолкает ни на минуту и который позволяет нам логически мыслить и строить планы.
В то же время система № 1 построена на интуиции, инстинктах и автоматизме. Эти способности развиваются у человека независимо от места его рождения и составляют механизм выживания. Благодаря системе № 1 мы испытываем естественное отвращение к гниющему мясу и можем не задумываясь говорить на родном языке, а младенцы узнают родителей и различают живое и неживое. Эта система отвечает за склонность искать во всем систему, чтобы лучше познать мир и обрести смысл, казалось бы, случайных событий, таких как стихийные бедствия и смерть близких людей.
Некоторые ученые полагают, что система № 1 не только помогает нам лавировать между опасностями этого мира и находить себе партнеров, но также дает импульс для развития и распространения религии. К примеру, благодаря системе № 1 мы инстинктивно настроены на восприятие жизненной энергии. Несколько тысячелетий назад эта склонность, вероятно, помогала нам избегать скрытой опасности — львов, притаившихся в траве, или змей, заползших в кусты. Но она же вынуждает нас предполагать наличие невидимых деятелей — будь то благосклонный бог, оберегающий людей, или неуемный предок, посылающий в наказание засуху, или чудище, кроющееся в полумраке.
Кроме того, система № 1 способствует двойственному восприятию всего сущего — потому-то нам так трудно считать тело и разум единым целым. Эта тенденция проявляется довольно рано: маленькие дети, вне зависимости от своего культурного окружения, склонны верить в бессмертие своей души. Они убеждены, что их сущность, их личность, существовала где-то до их рождения и будет существовать всегда. Такое восприятие легко вписывается во многие распространенные религии или — в результате творческого переосмысления — создает почву для изобретения новых оригинальных концепций.
«Один мой коллега-психолог из Скандинавии, который является атеистом, рассказал, как его трехлетняя дочь недавно подошла к нему и сказала: "Бог всегда повсюду". Они с женой не могли взять в толк, откуда у девочки такие мысли, — рассказывает Джастин Барретт, руководитель Центра развития человека "Процветание" при Полной богословской семинарии в калифорнийском городе Пасадене (США) и автор книги "Прирожденные верующие". — Ребенок считал Бога пожилой женщиной, так что вряд ли эти представления ей внушили лютеранские священники».
По всем вышеперечисленным причинам многие ученые считают, что религия возникла как «побочный продукт когнитивных склонностей человека, — говорит Роберт Макколи, руководитель Центра изучения мозга, разума и культуры Университета Эмори в городе Атланте, штат Джорджия (США), и автор книги "Почему религия естественна, а наука нет". — Религии представляют собой культурные системы, которые по мере своего развития стали задействовать и эксплуатировать эти естественные способности людей».
Привычка — вторая натура
Атеистам приходится избавляться от всего этого культурного и эволюционного багажа. Человеку свойственно желание ощущать себя частью чего-то большего, осознавать, что его жизнь не совсем напрасна. Мы ищем смысл и объяснение всего непонятного. «Получив образование, приобщившись к науке и научившись мыслить критически, люди, возможно, перестанут доверять своей интуиции, — говорит Норензаян. — Но интуиция-то от этого никуда не денется».
С другой стороны, наука — система, которую берут на вооружение многие атеисты и неверующие, чтобы познать окружающий мир — в когнитивном плане не так уж проста для восприятия. Наука, по словам Макколи, призвана исправлять искажения системы № 1. Нам приходится принять на веру, что Земля вращается, хотя мы сами этого никогда не ощущаем. Мы вынуждены смириться с мыслью о том, что эволюция совершенно индифферентна и что у Вселенной нет никакой конечной цели или замысла, хотя наша интуиция говорит об обратном. Непросто признать, что мы ошибаемся и бываем необъективны, что истина в нашем понимании вечно изменяется по мере сбора и проверки новых эмпирических данных — всё это базовые предпосылки науки.
«С когнитивной точки зрения наука противоестественна, поэтому она дается нам так тяжело, — поясняет Макколи. — В то же время религии нам, по большей части, даже не приходится учиться, потому что мы и так все это знаем».
«Существуют доказательства того, что богословские рассуждения — это путь наименьшего сопротивления, — добавляет Барретт. — Чтобы избавиться от религии, пришлось бы изменить саму суть человека». Эта удивительная биологическая особенность, вероятно, объясняет тот факт, что хотя 20% американцев не принадлежат ни к какой церкви, 68% из них утверждают, что все равно верят в Бога, а 37% считают себя духовными людьми. Даже не исповедуя никакую организованную религию, они убеждены, что миром движет какое-то высшее существо или сила.
Подобным же образом многие люди по всему миру открыто заявляют о том, что не верят в Бога, но при этом питают склонность к суевериям, таким как вера в привидения, астрологию и телепатию. «В Скандинавии большинство людей говорят, что не верят в Бога, но при этом там получили необычайное распространения суеверия и интерес к паранормальным явлениям», — рассказывает Норензаян. Кроме того, неверующие часто находят себя в том, что можно считать «заменителями религии», — поддержке спортивных команд, йоге, близости к матушке-природе и так далее — и опираются на соответствующую систему ценностей. В подтверждение тому в СШA набирает популярность черная магия, а в Великобритании самой быстрорастущей религией стало язычество.
Религиозный опыт неверующих людей может проявляться и другими, более необычными способами. Антрополог Райан Хорнбек из того же Центра развития человека «Процветание» нашел подтверждение тому, что, например, для некоторых игроков из Китая онлайн-игра World of Warcraft начинает приобретать духовный смысл. «По-видимому, эта игра дает возможность развить в себе определенные нравственные качества, которых нет в нашем современном обществе, — рассказывает Барретт. — Похоже, что у людей существует некое пространство для богословских размышлений, и если оно не заполнено религией, оно раскрывается самым неожиданным образом».
Принадлежность к группе
Более того, религия способствует сплачиванию и сотрудничеству в рамках группы. Угроза наказания со стороны всемогущего Бога (или богов), который следит за отступниками, вероятно, помогала поддерживать порядок в древних обществах. «Это гипотеза о наказании свыше, — поясняет Аткинсон. — Если все верят в реальность этой угрозы, она будет действовать в группах».
И здесь вновь могут сыграть свою роль неуверенность и страдания народа, что позволит религии установить более суровый нравственный закон. Недавно сотрудник Веллингтонского университета (Новая Зеландия) Джозеф Бульбулия вместе со своими коллегами проанализировал системы религиозных убеждений почти 600 традиционных обществ со всего мира и пришел к выводу о том, что там, где погодные условия были менее благоприятными или существовал риск стихийных бедствий, с большей вероятностью развивалась более строгая религия. С чем это связано? Помощь ближнему в таких условиях превращается в вопрос жизни и смерти, а религия становится ценным инструментом общественной жизни.
«Когда сталкиваешься со столь всеобъемлющим явлением, которое так быстро появляется в процессе эволюции и так прочно укореняется в различных культурах, основным объяснением, естественно, становится то, что это было необходимо для налаживания взаимодействия между людьми», — говорит Бульбулия.
Наконец, распространенность религии объясняется простой математикой. В самых разных культурах у более религиозных людей обычно бывает больше детей, чем у неверующих. «Тому есть масса подтверждений, — рассказывает Норензаян. — Даже среди верующих в более ортодоксальных семьях, как правило, уровень рождаемости выше, чем в более либеральных». Принимая во внимание тот факт, что в плане религиозного самоопределения дети обычно идут по стопам родителей, можно смело утверждать: формирование на нашей планете исключительно светского общества по-прежнему маловероятно.
Твердая вера
По всем этим причинам — психологическим, неврологическим, историческим, культурным и бытовым — эксперты считают, что религия, скорее всего, не исчезнет никогда. На чем бы ни была основана религия — на страхе или на любви, — она прочно укореняется в сознании людей. Если бы это было не так, никакой религии давно бы уже не было.
Даже не говоря о христианском, мусульманском, индуистских и всех остальных богах, суеверия и спиритуализм почти наверняка останутся распространенным явлением. Но и более формальные религиозные системы не заставят себя ждать, случись у нас одно-два бедствия. «Даже самое лучшее светское государство не в состоянии защитить своих граждан от всего», — утверждает Макколи. Как только человечество окажется на грани экологического кризиса, мировой ядерной войны или неизбежного столкновения с кометой, оно сразу вспомнит о Боге.
«Людям требуется утешение в момент боли и страданий, а многим необходимо осознание того, что со смертью жизнь не заканчивается, что их любит некое невидимое существо, — рассказывает Цукерман. — Верующие люди будут всегда, и я не удивлюсь, если они по-прежнему останутся в большинстве».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Есть бог или нет?. Какая разница Живи сам и не мешай жить другим. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Чуть подробнее примерно то же говорил и известный старец Амвросий Оптинский "Жить не тужить, никого не унижать, никому не досаждать и всем - мое почтение " 
| 0 Исчезнет ли когда-нибудь религия? Нет конечно, примитивным народам она нужна как воздух, только религия поддерживает разум неразвитых людей в нормальном состоянии и дает им моральные устои, тоже примитивные конечно. Ну а потом когда этих людей допускают в более развитую страну, они конечно начинают насаждать свои примитивные представления о жизни. В результате 12 человек из редакции журнала отправляются к примитивному богу. А жителям более развитых стран не интересны создаваемые на их глазах ослы, говорящие кусты, сравнение женщин с животными, превращение воды в вино или воскрешение из мертвых (один раз в две тысячи лет) им подавай более серьезные аргументы. А мораль в развитой стране тоже очень развитая и размахивающие суперкнижками, не в состоянии понять норм реализованных в сотнях законов и изменяющихся в зависимости от состояния общества. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 примитивным народам она нужна как воздух, это Вы про САСШистов? "примитивные" моральные устои мусульман на голову гуманнее "продвинутых" моральных устоев протестантов! Кстати, где это Вы выкопали: "создаваемые на их глазах ослы, сравнение женщин с животными"? А мораль в развитой стране тоже очень развитая - всех, кто с ними не согласен,вбомбить в каменный век! 
| 0 "примитивные" моральные устои мусульман на голову гуманнее "продвинутых" моральных устоев протестантов! Кстати, где это Вы выкопали: "создаваемые на их глазах ослы, сравнение женщин с животными"? Коран прочтите и это... курите траву поменьше... 
| 0
мораль в нормах закона? однако 
| 0 А как вы думали? Что разве не встречали такие нормы закона как: Не сквернословь, иначе... Не насилуй, иначе... Не мусорь и не плюйся на улице, иначе... Не проповедуй где ни попадя, иначе... Не убивай без приказа правительства, иначе... Это все моральные нормы, между прочим. 
| 0 мораль (неписанный закон), определяющий рамки ограничений Ограничения не учитывают природу и причины поступков, а значит являются проявлением насилия над природой человека, отсутствии учёт мнения члена сообщества, является основой несвободы и несправедливости. Мораль возникает в условиях ограниченных ресурсов. Люди в своих поступках руководствуются традициями и индивидуальным опытом. Любые противоречия могут быть решены без насилия. В условиях родовых отношений, мораль упорядочивала ресурс внутри клана и имела отсутствие рамок, касаемых применяемого насилия за её пределами. Чужие всегда конкуренты и должны уничтожаться (что отражено в ветхом завете). Скажу ещё. Нужно различать атеизм и язычество. Атеизм рассматривает человека как часть природы, но считает его созидающей силой, судьба которого (человечества) находится в его руках и все явления рассматривает как достижимые для понимания и применения. Язычники являются частью непознаваемого и потребителями спускаемого сверху. Европейцов в полной мере можно отнести к язычникам. Лумпенизация, дебилизация, ограниченность кругозора, поклонение "золотому тельцу" делаю из большинства идолопоклонников. Верхи (финансовые) же представляют собой касту жрецов, вне рамок и законов, предписанных для низших существ. Тотемов также много: различные формы потребления и извращения. Очень напоминает Вавилон. У нас в России также много (да и было всегда) подобных язычников (часть из которых посещяют разные храмы и думают, что имеют отношение к религиозности), не верящих в добро и справедливость, считающих равенства в правах чем то разрушительным и надуманным. И этого бога зовут "Маммона" (а капищем: у кого - холодильник, у кого -гараж, у кого - счёт в банке). 
| 0 В мире есть три великих религии: Он не был в России. Русский пофигизм (ну вы понимаете какое слово я имел в виду на самом деле) тоже очень великая и универсальная религия. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 пофигизм - это просвящённое ментальное отшельничество, неприятие навязываемых норм. Активная форма проявления, выраженная через социальный протест - преступность. Любая форма общности людей порождает определенные формы отношений, имеющие формы культа (общественного договора). При объединении взрослых людей с различными мировозренческими установками (привычками, целями, самоограничениями, способами получения дохода) возникают конфликты, требующие внесения изменений в прежний уклад. Пример, совместное существование зятя и тёщи, или смотрим на современную Европу. Культ, культура, религия - суть одно явление. А вера - скорее философское направление. Но для религии, в её массовом воплощении, это идеологический инструмент упорядочивания социальной жизни и мнение отдельных участников не учитывается. Христьянство (мусульманство я рассматриваю как форму христьянского протестантизма, созданного греческим мессионером и проповедником Мухамадом) предназначено для задействования париев, изгоев и включения их в социальный процесс (а не тупое вымирание как в РИ). В кризисные моменты истории религиозные организации сыграли свою консолидирующую и направляющую роль, однако в современное общество требует иных форм. Например сообщество Фэйсбук (групп по интересам), футбольных фанатов или автолюбителей тоже можно назвать некой религией, ментальной общностью. Главная проблема таких "клубов" по интересам - попытка отмежевания, "нАшести", противопоставления остальным, что часто приводит к конфликтам. События на Донбассе и сопререживание "массовки" с обоих сторон очень напоминает по форме религиозные войны прошлых столетий или противостояние фанатских группировок "спартака" и "динамо". Вспомним фильм "Бакенбарды" Мамина, где анализируются социальные причины создания культов. 
| 0 Трёхлетние дети всегда правы, ведь в этом возрасте ещё не врут и не имеют установок. Ну, а веровать или нет - личное дело каждого, в меру собственного мироощущения. Кому что дано. Статья интересна отсылками и обобщениями, но не раскрывает, да и не может раскрыть сути вопроса. Например, все христиане по сути своего вероучения - агностики, а просветлённые в буддизме - надо понимать, гностики. Почему буддистские ламы никогда не говорят о Б-ге и являются приверженцами самых современных научных достижений? В силу своего вероучения у них такое миропонимание. Христианство, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм - это всё истинные учения правой руки, но истину они описывают по-своему. Потому что, то, что описывается, присутствует в жизни людей, но выходит за рамки возможностей их осознания. Если сказанное кому-то поможет не делать впредь по сути вопроса категоричных заявлений, то буду очень рад. 
| 0 Да уж. о5 мелкобританские ученые? Одни из первых вышли из католицизма и здесь первые. Банши, Волхвы, Ведьмы на первом плане. То есть тенденция к язычеству? Мать Земля живая? Господа теологи, говорите, что нарыли 
| 0 ИМХО если у человека есть душа, то вера в Творца неизбежна. У кого души нет, тому Бог не к чему. Религия- набор обрядов. Опиум для народа. Набор обрядов появился для того, чтобы люди его выполняющие ощущали себя частью этой группы (коллектива). Полезно при выполнении каких-либо работ (охоты). Отсюда можно понять какие обряды к чему ведут и являются либо полезными, либо вредными (нейтральными). А духовность- это не религия. Духовность скорее связана с образованием. Для выполнения религиозных обрядов образование не нужно. Оно скорее вредит. Вообще лучше верить в существование души. Определиться для себя есть она у тебя или нет. Отсюда все вытекающие последствия. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 на кой Вам творец, если Вам до него не достать, а ему до ваших мелочных забот... а витать в фантазиях и думать, что вот она связь с богом - это прямой путь к безумию. Делайте что надо вам, живите в гармонии с окружающими, познавайте мир как он есть. Необходимость любых коллективных действий, особенно в условиях крисисов (войны, голод, стихийные бедствия) выставляли на первый план персоналий (жрецов), носителей знаний и отдельных специальных навыков, которые малодушно пользовались привелегиями и в обычное время. Представьте себе сейчас врача-шантажиста (редкого профессионала) - типичный представитель жречества (коммерческой медицины), который "вправе" потребовать что ему угодно. Старые культы умирают, новые появляются (культ "фреона" в СССР). Любая религия - язычество по сути, а вера индивидуальна, но её смысл в надеждах и молениях - признании своей беспомощности. Разве можно "игрока в лотерею", чем по сути является верующий, признать человеком разумным? Науку тоже можно отнести к своего рода религии (в Штатах такте соединение естествознания и мистики считается нормальным), но цели у них с традиционными религиями разные. Секты (к коим отношу христианство) призывают отказываться от материального и заботиться о спасении души, при этом сами не устают принимать тяжкие грехи на себя, узурпируя на себя функции "приемной" у Самого. Так что, лично я считаю любое сектанство отравой, отвлекающей человека от своей роли на земле. Есть веские логические предпосылки возможности установления гармонии на Земле и это "не вера". 
| 0 на кой Вам творец, если Вам до него не достать, а ему до ваших мелочных забот... Это кто вам такое сказал и откуда такие выводы? Если вы до своего творца достучаться не можете, то и ему на вас пофиг (любовь, ИМХО, штука взаимная). Я со своим нормально лажу и мы друг другу не безразличны. И коли уж вы признаете что человек на земле не просто так, и у него есть какая-то роль и смысл жизни, то зодумайтесь кто ему эту жизнь дал и роль прописал. Вообще представьте творца в роли директора завода, а жизнь производственным процессом. Осюда вопрос - директор сначала берет сотрудника на работу, а затем придумывает ему занятие или сначала появляется потребность выполнить определенную задачу (работу) и под эту задачу берется сотрудник? Хотя в текущей ситуации на производстве хватает и тех и других, но без тех, кого взяли для выполнения конкретной работы производство остановится. Т.е. нормальные люди должны понимать (и думаю что они это понимают) что они на земле не просто так. 
| 0
Конечно, ничего потом нет". Он вздохнул, прислушался к плеску и журчанию за окном и повторил необыкновенно отчетливо: "Ничего нет. Это так же ясно, как то, что идет дождь". А между тем за окном играло на черепицах крыш весеннее солнце, небо было задумчиво и безоблачно, и верхняя квартирантка поливала цветы по краю своего балкона, и вода с журчанием стекала вниз (С) Набоков "Дар" Это я к тому, что отходить от агностицизма к атеизму - самонадеяно как то. 
| 0 Лучше всего механизм возникновения и персистирования веры описан в советских учебниках по научному атеизму. Когда я учился в университете, опиум для народа уже опять был в ходу, поэтому научный атеизм быстренько переименовали в историю религий. Но учебники все еще оставались старыми и бескомпромиссными. Такой стройной и логичной конструкции, которую они преподносили учащимся, могли бы позавидовать даже учебники по высшей математике. Даже странно, что перед сдачей экзамена многие крестились. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Опиум ДЛЯ народа. Учите первоисточник, если пишете на тему религии... 
| 0 Когда видишь беснующегося на отчитке, тогда все тупые разговоры о примитивности верующих и рафинированной передовой мудрости не верующих заканчиваются. Все доказательства перед глазами Я весьма скептически отношусь с вот таким утвержданеиям: % верующих снижается, % атеистов растет. Давайте оценим объективность задаваемого вопроса и достоверность выборки. Смешно слышать про некие 57 стран, когда населения Индии, Пакистана и Китая, с их верующими хватит с лихвой перекрыть все эти утверждения - верующих больше. И еще, если раньше мир атеизма жиждился на вере в науку и доказательства возможности постичь суть явлений и событий, то сейчас мир атеизма пополняется теми, кто чрезмерно раскрепостился в своей либерастии и тут разрушение фундаментальных ценностей: религии, семьи в традиционном понимании это лишь стратегия защиты и вовлечения Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Ну в Китае то особо верующих немного Конфуциазм и даосизм в принципе философские концепции, имеющие мало общего с религией. Буддизм тоже не особо радикален 
| 0 Нет. Человеку приятно, когда о нем заботятся. И при этом неважно, заботится кто-либо на самом деле, или это делает выдуманное сверхсущество. Люди любят быть инфантильными и безответственными.
Показать новые комментарии (0)sib12
angelina.borisova
traditionalist
конст
traditionalist
traditionalist
Чтоб я так жил
traditionalist
Чтоб я так жил
SirPersival
tusv
Саня_77
Чтоб я так жил
Саня_77
buddab
Gerasim i ...
TogdaKogda
Apokryph
lagger
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)